Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 17-24. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 17-24

17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.

18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.

21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,

23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем Евангельском чтении Спаситель говорит своим ученикам о связи с Отцом. Эта связь уникальна, так как в ней Он демонстрирует, что свойственное только Богу, свойственно и Ему. Ведь сказать людям ветхозаветной культуры, что Отец, под Которым явно подразумевается Бог, передал Тебе весь суд — это практически то же, что заявить претензию на Божественное достоинство. Ведь явно же, речь не шла о том, что Иисус становился одним из судей в обычном смысле слова, Он очевидно говорил о суде самом высоком. И, конечно, это вызывало возмущение, потому что только Бог может по-настоящему судить: наказывать и миловать. Собственно, один из самых распространенных эпитетов при упоминании Бога в Ветхом Завете — Праведный Судия.

Но что такое суд? Мы привыкли говорить, что это кризис, переоценка ценностей. Однако суть переоценки не том, чтобы взять какие-то внешние законы и проверить насколько человек их соблюдает. Конечно, Божий суд будет совсем другим. В полном смысле слова он для нас тайна и говорить о нем подробно невозможно. Однако, очевидно, что если и говорить о соответствии человека чему-то, то говорить о соответствии правде Божией, то есть о соответствии человеческих дел в мире делам Божиим. Кто-то может сказать, что это преувеличение, но это совсем не так. Когда Бог сотворил человека по своему образу и подобию, Он поставил его на земле, как Своего наместника, как того, кто будет рождать детей, возделывать и хранить рай, то есть по-своему продолжать дело творения.

Первые слова, которые мы слышим в сегодняшнем чтении традиционно относят ко Христу как к Богу. Вторая ипостась Пресвятой Троицы, Сын Божий, говорит, что «Отец Его до ныне делает» и поэтому делает Он. Но точно так же эти слова можно отнести к Нему и как к человеку, потому Христос как истинный человек так же призван к тому, чтобы творить волю Божию на земле. Это значит, что и мы, называя Бога Отцом в молитве Отче наш, должны задумываться над тем, что призваны творить Его дела в мире.

Но для чего вообще Христос говорит о Своей связи с Отцом? Для чего подчеркивает, что власть дана Ему, чтобы Его чтили как Отца? Неужели Ему было так важно почитание и Он искал славы, которую воздавали Богу?

Конечно, нет. Параллельно с этими словами он запрещает рассказывать о чудесах, которые творит, уходит от явных попыток сделать Себя царем... То есть суть, конечно, не в желании славы. Дело совсем в другом. Иудеи привыкли, что Единственный, Кого стоит слушать, единственный, Кто может спасти — это Бог. Христос призывает чтить Сына, потому что Ему важно, чтобы люди последовали за Ним, ведь только этот путь может привести их к спасению.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!