Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 22-33
22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30 Ему должно расти, а мне умаляться.
31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
Основная часть нынешнего евангельского отрывка посвящена Иоанну Предтече. Но не рассказу о нем самом, а его рассказу и его мыслям о Христе Спасителе. Причем рассказу довольно своеобразному: Христов Предтеча объясняет своим ученикам, почему он сам — Иоанн — должен уйти в тень.
Мы очень мало знаем об этом человеке. Знаем о его рождении, знаем о его суровой аскетической жизни в пустыне, знаем о содержательной стороне его проповеди, о том, что он крестил крещением покаяния в Иордане, и знаем о его мученической кончине. От нас зачастую ускользает, что за Иоанном шли очень многие люди, он пользовался безграничным авторитетом у простого народа, а люди из высшего общества его боялись, ведь жизнь Иоанна была подтверждением его же слов, а эти слова обличали людей, которые поработали себя различного рода удовольствиям. У Иоанна не было какого-либо противоречия между словами и делами, что, конечно же, встречается редко.
Но при всем при этом у Предтечи была совершенно определенная цель, которую он неоднократно декларировал: он должен был подготовить народ к встрече Мессии. Не больше и не меньше. Когда же Христос вышел на общественное служение, то задачей Предтечи стал уход в сторону и перенаправление ко Христу тех людей, которые устремлялись к Иоанну. Сам же Христос Спаситель отзывался об Иоанне так, как не отзывался больше не об одном другом человеке: «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7:28).
Что позволило Христу сказать такие слова? Чем Иоанн отличался от всех прочих людей? Во всем его облике видно крайнее смирение и совершенное отсутствие какой-либо гордыни. Он есть как личность и вместе с этим его нет. Из того, что мы знаем об Иоанне, можно сделать вывод, что он ощущал себя простым регулировщиком, он просто перенаправлял людей со всех сторон в одну — ко Христу. При том, что его почитали — и почитали искренне — очень многие люди, он не начал думать о себе как о каком-то важном и значимом человеке, как о том, кто имеет определенную силу и власть. Это особенно удивительно, если вспомнить о том, что Иоанн Предтеча был молодым человеком, он всего лишь на полгода старше Христа, и ко времени выхода Спасителя на проповедь ему было немногим больше тридцати. В те годы, которые и в сегодняшнем мире, и в мире Древнего Израиля, считаются возрастом даже не расцвета, а самого начала, Предтеча сумел осознать, что его миссия подошла к концу и ему необходимо отойти в сторону.
Смиренное и очень точное осознание своей роли и своего места в соотношении со Христом это то, чего многим из нас сильно не достает. Вообще говоря, задача каждого человека из числа тех, кто считает себя христианином, быть для других людей предтечами Христа и уметь вовремя уйти в тень с тем, чтобы не заслонять собой Бога. Такова миссия любого священника, такова миссия родителей. Но для успешного осуществления этой миссии необходимо иметь такую же нищету духа, которой обладал величайший из пророков Иоанн.