Евангелие от Иоанна, Глава 2, стихи 12-22
12 После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.
13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21 А Он говорил о храме тела Своего.
22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
Есть люди, которые не в состоянии выносить какую бы то ни было музыкальную фальшь. Они не способны ее выносить в прямом физическом смысле. Им делается от этого дурно.
Есть люди, которые не в силах выносить безграмотные пустые тексты. Им также делается от этого не по себе.
Есть те, кто особенно тонко чувствует красоту и не в состоянии спокойно переносить отсутствие гармонии.
А есть те, кто не может снести какой-либо вид богохульства. Речь здесь не о набившем оскомину оскорблении чувств верующих, нет, боль от богохульства вовсе не похожа на переживание оскорбления, ведь оскорбление ставит в центр того, кто его ощущает. Здесь же речь о другом: такой человек думает вовсе не о себе, а о Боге. Больше всего это похоже на грубое вторжение в область высшей гармонии, в то, что абсолютно прекрасно. Пожалуй, боль богохульства похожа на боль от наблюдения за попытками какого-нибудь маляра улучшить картину Рафаэля.
Все мы прекрасно знаем, что художественный вкус можно и нужно воспитывать. Знаем также, что вкус к прекрасному можно уничтожить, или же, как минимум, притупить. Это справедливо не только в отношении к произведениям искусства, но и в отношении Первопричины всего прекрасного — в отношении Бога. Происходит это постепенно, шаг за шагом, зачастую подобная деградация бывает незаметна для того, кто сделался ей подвержен.
Вот и те люди, которые были ответственны за порядок в Иерусалимском храме, шаг за шагом утратили свое благоговение перед величайшей и самой важной святыней древнего мира. Они перестали ощущать неземную красоту сакрального пространства, а потому в нем и стала возможна широкая торговля всем необходимым для жертвоприношений.
Христос не мог этого вынести, ведь воплотился Он ради того, чтобы восстановить гармонию Бога и человека, которая была утрачена вследствие грехопадения первых людей. Но начинается все с малого: с умения видеть красоту, со способности ощущать что, где и когда уместно и допустимо. Действия Христа в Иерусалимском храме выходят далеко за рамки собственно храмового благочестия. Своим изгнанием торгующих из храма Он учит нас быть предельно внимательными к прекрасному и не позволять чему бы то ни было лишать нас умения видеть истинную красоту.