Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 1-15. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 1-15

01 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

02 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

03 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

04 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

05 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

06 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

07 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

08 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

09 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10 Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Упрек Христа, который был адресован Никодиму, довольно любопытен: «ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?». Здесь неизбежно возникает вопрос: что же такое должен был знать Никодим? Впрочем, на этот вопрос ответить просто, ответ заключен в сегодняшнем евангельском отрывке: Никодим должен был знать, что плоть не наследует Царства Божиего, для вхождения в это Царство необходимо «родиться свыше», родиться от Духа.

Значительно интереснее другое: откуда Никодим мог это знать? Ведь вся религиозная жизнь Израиля была подчинена плоти, и, базируясь на Священном Писании Ветхого Завета, иудеи полагали, что Царство Мессии — это земное царство, соответственно, наследовать его будут их потомки по плоти. Дух же здесь никоим особенным образом не фигурировал. Во всяком случае, в богословии и воззрениях фарисеев, к которым и принадлежал Никодим. Но, конечно, Христос непросто так адресует Свой упрек Никодиму и, шире, всему сообществу фарисеев: в своих представлениях о Царстве Божием они умудрились упустить нечто очень важное, они не смогли должным образом понять слова израильских пророков, к примеру, пророка Иезекииля, в книге которого содержатся такие слова: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:26). Каменное сердце не способно слышать Бога. Но при этом человек не может ничего с этим сделать своими собственными силами. Здесь необходима помощь свыше. Именно об этом и говорит Христос Никодиму: «истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Как же получить эту помощь? Как человек может родиться свыше? Что для этого нужно сделать? Ответ на все эти вопросы прост и односложен: необходимо креститься. А после крещения начать жить по-новому, не так, как диктует плоть, а так, как призывает нас жить Евангелие, то есть не для себя самого, а ради Христа.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!