Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 35-51
35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви,- что значит: учитель,- где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Этот отрывок Евангелия от Иоанна рассказывает нам о призвании первых учеников. Кто-то из них услышал об Иисусе от Иоанна Предтечи и пошел познакомиться со Христом, повинуясь авторитету Иоанна. Эти ученики не знали, что сказать Спасителю и потому задали довольно странный и немного, как может показаться, нелепый вопрос: «Учитель, где живешь?». Имена этих двух первых учеников прекрасно известны всем: Андрей Первозванный и Иоанн Богослов. Через какое-то время апостол Андрей привел ко Христу своего брата Симона, более известного нам как Петр.
А вот дальше начинается нечто весьма любопытное и крайне неожиданное: Христос Сам, как пишет апостол Иоанн Богослов, «находит» Филиппа. Находит и зовет с Собой. Евангелие не дает нам никакого словесного ответа Филиппа на эту фразу Христа, но из дальнейшего ясно, что Филипп пошел вслед за Спасителем без каких-либо дополнительных рассуждений. Кроме того, Филипп каким-то сокрытым от нас образом убедился, что перед ним находится чаемый всеми Искупитель мира, Мессия, о чем при первой же возможности сообщил НафанаИлу. Нафанаил же не стал спешить верить своему товарищу и подверг сомнению сделанные им выводы: «из Назарета может ли быть что доброе?». Но после краткой беседы со Христом сомнения отпали — да, это Он, это Тот, о Ком «писали Моисей в законе и пророки».
В этой истории мы видим сразу несколько типов веры и образов призвания. Кому-то достаточно слова почитаемого учителя, кому-то достаточно слова близкого человека, в случае с апостолом Петром — брата, кого-то Христос находит и призывает Сам лично, а кто-то слышит о Христе, но не спешит верить, хочет убедиться.
Очевидно, что все эти призвания не были без предварительной подготовки будущих апостолов. Они знали о Мессии, они Его ждали, они были готовы к встрече с Ним. Но каждый из апостолов — особенный. К каждому из них Христос подходит особым образом. Призвание первых учеников показывает, что бывают схожие пути ко Христу, но несмотря на свою схожесть это всегда особенное и неповторимое действие Бога. Тот факт, что Бог действует по отношению к человеку определенным образом, вовсе не означает, что Бог будет поступать аналогично и по отношению к кому-то другому.
Свой личный опыт прихода ко Христу нужно помнить, им необходимо дорожить. Им можно делиться. Но не стоит ожидать, что Бог в отношении кого-то другого поступит точно также, что Бог будет действовать по заранее заданному шаблону.