Евангелие от Луки, Глава 24, стихи 12-35. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 24, стихи 12-35

12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;

14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;

20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба

23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,

34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Вера во Христа всегда подвергалась и всегда будет подвергаться самым разным нападкам и искушениям, как внешним, так и внутренним. В каждом из нас боролись и будут бороться ум и сердце, но, конечно, не сердце как мышечный мешок для перекачки крови, а сердце в библейском смысле — как средоточие всего человека. У каждого из нас ум и сердце далеко не всегда согласуют свои действия и свои стремления, а потому ум тянет в одну сторону, а сердце в другую. Вроде бы правильнее — и нас так учат еще с дошкольного возраста — полагаться на ум и ему же доверять в первую очередь. Но есть проблема. Современные нейробиологи говорят об уме довольно любопытные вещи, которые можно свести к тому, что наш мозг регулярно нас же обманывает. Он обманывает нас в наших воспоминаниях, убирая неприятное, сглаживая наши эмоции. Обманывает нас в том, что мы видим. В качестве банального примера можно привести ту картинку, которую получает мозг каждого из нас в эти минуты. Никто из нас сейчас не видит собственного носа, тогда как нос виден всегда, но мозг убирает эту информацию как ничего не значащую и искажает ту картину, которую передают глаза. Примеров того, как мозг действует с информацией, поступающей от органов чувств, — масса. И все они говорят о том, что полного доверия уму быть не может. Всем известна фраза Декарта «Cogito ergo sum» («я мыслю, следовательно, я существую»), но все те же нейробиологи говорят, что сегодня это не совсем корректно, потому что тоже самое о себе могут сказать и машины, а потому «Sentio ergo sum» («я чувствую, следовательно, я существую»).

С одной стороны, христианство — религия разума, мы призваны славить Бога разумно. Мы призваны знать предмет своей веры и уметь говорить о нем. Мы должны всю свою жизнь старательно изучать то, во что верим. Но при этом приоритет сердечного восприятия веры — тоже один из пунктов христианского учения, познаваемого разумом. Базируется он в том числе на словах, которые Господь сказал Клеопе и его спутнику, предание говорит, что это был сам автор третьего Евангелия апостол Лука: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24:25) Оказывается, можно быть несмысленным не только разумом, но и сердцем. Происходит это тогда, когда человек всецело начинает полагаться на интеллектуальное восприятие реальности, когда он пытается подойти к Богу с земными лекалами. Когда он пытается быть интеллектуалом там, где речь идет о Непостижимом. Все Христово благовестие говорит нам, что такой подход крайне неверен, и недаром апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что «мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Апостол Иоанн говорит о Боге в терминах любви, а любовь — всегда иррациональна, если у человека есть ответ на вопрос почему он любит кого-то, то это означает, что никакой любви нет. Если человек любит, то он не может перестать надеяться. Мы знаем примеры того, как жены десятилетиями ждали своих мужей с фронта, несмотря на полученные «похоронки», несмотря на доводы разума, и дожидались их. Ну а пока ждали, они видели своих любимых повсюду. Но только это не был обман мозга, это было свидетельство любящего сердца. Любовь заставляет прочитывать строки о том, кого любишь в совершенно особенном ключе. Именно так должны были прочесть строки о Христе Его апостолы. Но у них не получилось. Они оказались не готовы к встрече с Воскресшим Христом на дороге в Эммаус. Не было должной любви, а потому интеллект и сухое умственное прочтение текстов Ветхого Завета лишило их сердечной чуткости и, как мы сейчас понимаем, правильного понимания этих текстов.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!