Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 18-28

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

24 А посланные были из фарисеев;

25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если мы откроем церковный календарь на одной из тех страниц, на которых упоминается Христов Креститель Иоанн, то прочитаем там такие слова: «честной славный Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн». Церковь называет этого человека Пророком. Причем «Пророком» с большой буквы.

Но сегодняшний евангельский отрывок доносит до нас нечто странное: на прямой вопрос посланных из Иерусалима священников и левитов о том, является ли Иоанн пророком, Иоанн ответил кратко: «Нет». Здесь возникает закономерный вопрос: что нам дает право называть его Пророком, если он сам говорил о себе лишь то, что он «глас вопиющего в пустыне»?

Ответов на этот вопрос может быть несколько.

Один из них опирается на то, что в свое время Моисей произнес фразу, которую книга Второзаконие зафиксировала в таком виде: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» (Втор. 18:15). Моисей сказал эти слова, обращаясь к народу Израиля. Традиционно толкователи относят слова Моисея ко Христу — Он тот Пророк, которого воздвигнет Бог из среды народа. Это дало право, к примеру, святителю Иоанну Златоусту, полагать, что Иоанн Предтеча, отвечая на вопрос священников и левитов, подразумевал слова Моисея и своим ответом еще раз подтвердил, что он не Христос.

Другое объяснение странного ответа Иоанна дает святитель Григорий Двоеслов. По его мнению, Иоанн не пророк в обычном смысле этого слова. Пророки могли лишь предрекать пришествие Христа, они могли видеть Его где-то вдали, говорить о нем метафорами той или иной степени точности, тогда как Иоанн не делал ничего подобного, но он указал на Христа, Предтеча видел Его лицом к лицу, общался с Ним. Это, по мнению святителя Григория, делает Иоанна выше всех ветхозаветных пророков и дает нам право именовать его Пророком с большой буквы.

Но есть и еще одно объяснение. Самое простое и крайне приземленное. То, что мы сами говорим о себе и то, что говорят о нас другие люди, совпадает крайне редко. Как в отрицательном, так и в положительном смысле. Пророк — это не профессия и не род занятий. Это высокое звание, которое дает Бог. Точно также, как и другие чины святости — не то, о чем можно говорить при жизни того или иного святого. К примеру, никто из священномучеников или же преподобных при своей жизни не согласился бы с таким к себе обращением.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!