Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 1-17
Сложно найти в Священном Писании более возвышенный текст, чем пролог, то есть начало, Евангелия от Иоанна. Возвышенность этого отрывка входит в удивительное сочетание с Праздником Всесветлого Христова Воскресения: и Христову Пасху, и текст апостола Иоанн Богослова нужно не столько понимать, сколько чувствовать. Ведь в обоих случаях речь идет о том, что невозможно выразить человеческими словами, и неважно, какое количество слов мы сумеем произнести, неважно, какой силы дар слова у нас есть. Это — непостижимое и великое. «Слово стало плотию и обитало с нами»!
В день Пасхи Христовой Иоанн Богослов утверждает, что Христос — это Тот, Кто был изначала, Тот, Кому мир обязан фактом своего существования. Господь наш Иисус Христос победил ад, победил смерть, уничтожил тление и дал нам «власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:12–13).
Господь не сделал нас чадами Божиими насильно и помимо нашей воли, а дал власть ими быть. Но как воспользоваться данной нам от Бога властью? На этот вопрос нам отвечает отрицательный пример тех, о ком в первой главе Евангелия от Иоанна сказано так: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Свои, те, к кому пришел Господь, не приняли Его. Что помешало этим людям откликнуться на спасительный призыв Христа? Нам известен ответ: им помешала неспособность открыть свои сердца навстречу Богу, они оказались не готовы впустить Его в свою жизнь, им было бесконечно сложно довериться Ему и признать, что Бог действует вовсе не так, как мы того от Него ожидаем, Его действия зачастую непостижимы для нас, а мы можем лишь со смирением повторять слова Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы: «се, рабы Господни; да будет нам по слову твоему» (ср. Лк. 1:38).
Пресвятая Богородица, апостолы и весь сонм святых сумели сделать то, что не смогли сделать многие современники Христа Спасителя: они не на словах, а на деле признали абсолютное и безраздельное главенство над собой Бога, признали свою от Него зависимость, признали, что Его власть — это благо, а потому у нас нет необходимости искать какой-то иной, «запасной» человеческий путь. Через такое принятие воли Бога о самих себе эти люди стали чадами Божиими, а став Его чадами они избавились от какого-либо страха. Ведь «в страхе есть мучение», «но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин. 4:18).