Книга пророка Ионы, Глава 1, стихи 1-16, Глава 2, стихи 1-11, Глава 3, стихи 1-10, Глава 4, стихи 1-11. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Ионы, Глава 1, стихи 1-16

01 И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину:

02 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.

03 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.

04 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться.

05 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.

06 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем.

07 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону.

08 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?

09 И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.

10 И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им.

11 И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться.

12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.

13 Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них.

14 Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!

15 И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей.

16 И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.

Книга пророка Ионы, Глава 2, стихи 1-11

01 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.

02 И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита

03 и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.

04 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною.

05 И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой.

06 Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя.

07 До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада.

08 Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего.

09 Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего,

10 а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!

11 И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.

Книга пророка Ионы, Глава 3, стихи 1-10

01 И было слово Господне к Ионе вторично:

02 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.

03 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.

04 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!

05 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

06 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле,

07 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,

08 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.

09 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем".

10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.

Книга пророка Ионы, Глава 4, стихи 1-11

01 Иона сильно огорчился этим и был раздражен.

02 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.

03 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.

04 И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?

05 И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом.

06 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению.

07 И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло.

08 Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.

09 И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.

10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:

11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Как известно одним из следствий грехопадения было искажение человеческих отношений. Задуманы они были как отношения любви, но стали враждой и соперничеством. Долгий путь, которым Бог вел человечество к спасению предполагал постепенное изменение, от вражды люди должны были перейти к тому, чтобы научиться любить, сначала своих соплеменников, а потом и всякого человека. Тому, кто читает Ветхий Завет может показаться, что все его заповеди призывают любить лишь тех, кто близок тебе по крови. На самом же деле, как в законе, так и особенно в пророческой литературе тема любви ко всем вообще встречается довольно часто. Причем чаще в контексте просветительской миссии Израиля, который должен было научить остальные народы поклонению единому Богу. Тем более подобные отношения проповедовались Христом во время Его земной жизни.

Сейчас мы услышали несколько отрывков из книги пророка Ионы. За время поста мы привыкли к тому, что большинство чтений посвящены научению оглашаемых. Однако к чтениям Великой Субботы это отношения не имеет, так как оглашенные этих паремий не слышали — их в это время крестили. Значит паремии подобраны таким образом чтобы нечто важное сообщить тем, кто уже является членом Церкви, не только стремится жить, но и живет в полноте христианской традиции.

Конечно, первое что приходит на ум, когда мы слышим историю Ионы — это его трехдневное пребывание внутри огромной рыбы, которая по повелению Божиему проглотила его и по тому же повелению, выпустила обратно. Сам Христос в одном из Евангелий говорил, что людям, которые требуют от Него знамений не будет дано ничего, кроме знамения пророка Ионы. Несомненно, этот сюжет был пророческим и подобные параллели в Священном Писании чрезвычайно ценны, но если бы цель была только в нем, мы не услышали бы практически всю книгу. Это значит, что нечто ценное для христиан есть во всей истории, которая произошла с Ионой.

Итак, Иона благочестивый человек. Он верит в Бога, но отказывается Ему подчиняться. Получая прямое благословение идти в Ниевию, он убегает от повеления Божьего в Фарсис, так как не хочет покаяния ниневитян. Удивительный на первый взгляд поступок, особенно для блигочестивого человека, при внимательном прочтении оказывается вполне обычным, человеческим. Для того, чтобы чувствовать себя хорошим или по крайней мере нормальным, человеку нередко требуется враг, тот, кто будет явно хуже него. И это характерно не только для Ионы, но и для многих людей вообще. Почвой для этого может быть религия, культура, политика или что угодно еще.

Но это, конечно, неправильно, и поэтому Бог не оставляет Иону. Причем, как это характерно для Ветхого Завета, пророку не приходится выбирать, он должен возвещать волю Божию, а не следовать своим желаниям или тому, что кажется ему верным. Корабль, на котором плывет Иона попадет в шторм, который успокаивается как только пророка бросают за борт. Примечательно, что язычники, которые управляют кораблем не хотят губить душу явно виновного перед Богом человека, они пытаются спасти его и раскаиваются в своем поступке после того, как его совершили. Автор явно показывает нам, что язычники могут быть по-своему благочестивыми и человеколюбивыми. Иона очень проникновенно молится находясь в своеобразном плену, он буквально просит избавить его от адской бездны, что тоже выглядит явной параллелью со спасительным сошествием Богочеловека в преисподнюю. Наконец Иона на свободе и отправляется в Ниневию. Однако, согласившись проповедовать в этом огромном по тем временам городе, Иона все же надеется, что его слов никто особенно слушать не будет, враги останутся врагами, а грешники грешниками… В таком случае единственным народом Божиим продолжит оставаться Израиль, а остальные будут язычниками, которых Бог в свое время покарает. Но вместо этого Ниневия, город великий — покаялся в прахе и пепле, было объявлено время строго поста и каждый должен был отвратиться от зла, что он совершал. Бедствие, которое должно было произойти не произошло и Иона оказался сильно этим расстроен. Он сразу предчувствовал, что так и произойдет и, как ни ужасно звучит, он возмущен Богом. Это может показаться абсурдным, но как часто мы сами, будучи верующими людьми, желаем грешникам наказания, а не покаяния и прощения. Бог учит Иону. Он показывает ему растение, которого тот не сажал и о котором он чрезвычайно сожалеет, когда оно гибнет. Задумавшись на этим случаем, мы понимаем, что психологически он очень правдив. И это страшная правда. Растение, которое выросло на нашем подоконнике может беспокоить нас больше, чем тысячи людей, живущих не такой жизнью как мы. С ними мы давно определились, они грешники, они сами выбрали этот путь и они погибнут. Но Бог, через книгу пророка Ионы говорит нам, что Он не таков. Что грешники Ему небезразличны… И Он не просто готов их простить, Он готов прийти и умереть за них, как и за каждого из нас.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!