Книга пророка Иеремии, Глава 31, стихи 31-34. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Иеремии, Глава 31, стихи 31-34

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Несколько лет назад мне пришлось стать участником довольно странного диалога. Мой собеседник обвинял евангелистов в том, что они не оставили практически никаких конкретных повелений Христа. В связи с чем Его учение оказалось невозможно применять в конкретных ситуациях. В отличие от Евангелий, которые, по мнению говорящего, были непригодны для реальной жизни, ему нравился Домострой, который полон совершенно конкретных рекомендаций. Он утверждал, что во всем, в чем это возможно, он старался устраивать жизнь своей семьи в соответствии с этим литературным памятником .

Если отвлечься от конкретики и рассмотреть проблему с духовной точки зрения, дело окажется не в Домострое и даже не в желании поступить правильно, сославшись на авторитетный источник. В основании подобного подхода часто лежит нежелание нравственно трудиться и брать на себя ответственность. Опора на чужое мнение бывает полезна, ведь есть общественные нормы, есть мудрость старших, тех, кто имеет опыт, но эта же привычка может быть очень опасна в мировоззренческом смысле, для человека, который живет в обществе безбожном и развращенном. Именно поэтому внутренний стержень всегда должен соотноситься со Священным Писанием.

Однако если мы посмотрим на Писание, мы увидим, что нравственная картина мира, которая в нем изложена, не была статичной и менялась во времени. Это не должно вызывать подозрения, как не вызывает подозрений разная сложность уроков для учеников разных классов, все соответствует своему времени и своему состоянию. Мы видим, как Бог заключает завет с Адамом, Ноем, Авраамом и, конечно же, через Моисея со всем богоизбранным народом.

В чем же была особенность этого последнего Завета, который мы традиционно называем Ветхим? Он был очень подробным и касался всех сфер человеческой жизни. Существовали заповеди о семье, труде, сельском хозяйстве, приготовлении пищи и одежды. Но существовали они не столько потому что все вопросы, которые в них содержались были одинаково принципиальны, просто человек должен был привыкнуть к тому, чтобы помнить о Боге день и ночь, вспоминать заповеди, чем бы он ни занимался. Это только кажется чем-то простым: Бог дал заповеди, а люди должны были их соблюдать. На самом же деле, те, кто несколько столетий были практически рабами в языческой стране, просто не способны сразу научиться вести себя по-другому. Заповеди Божии должны были перестать восприниматься как внешний закон и должны быть написаны на скрижалях сердца.

Именно этому посвящено чтение, которое мы сейчас услышали. Пророк Иеремия говорит о заключении Нового Завета с народом, который должен был вырасти из одежд Ветхого, должен был переосмыслить свои отношения с Богом в совершенно новом ключе. Собственно, этому и посвящено нравственное учение Христа, говорящего о Том, что в Нем находят исполнение древние пророчества, что времена исполнились и День Господень настал, что Завет должен распространиться на всех людей. Сколько раз фарисеи и книжники вступали с Ним в споры, в которых подчеркивали важность предписаний закона и всякий раз Он указывал Им на его суть, которая не должна ограничиваться формой, но должна соответствовать ситуации, быть исполнением любви, а не мертвой буквы. Конечно, для этого необходим постоянный духовный и нравственный труд. Надо действовать не по шаблону, но пропускать ситуацию через сердце.

В то же время, суть Нового Завета не в том только, что заповеди становятся более возвышенными. О том, что формализм законников ошибочен говорили многие пророки. В Новом Завете исполнение заповедей наконец становится по-настоящему возможным, потому что мы получаем прощение грехов и исправление нашего внутреннего человека. Крестная Жертва открывает нам путь, на который мы встаем, когда берем свой крест и пройдя через воды крещальной купели, следуем за Христом.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!