Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18

01 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

02 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

03 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

04 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

05 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

06 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

07 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

08 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

09 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба

16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]

17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;

18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение уже звучало в храмах этим Великим постом. Обращаясь к сюжету жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака, мы в первую очередь задумываемся об ужасе этой ситуации, о том, что праотец должен принести в жертву единственного сына, да и вообще о смысле страшного повеления Божия. Мы —  люди и нам свойственно думать о людях, но при этом в рассказе есть не только они, в нем в первую очередь есть Господь, с Его слов он начинается, и Его словами заканчивается. В сегодняшний день это чтение повторяется не случайно, только посмотреть на него стоит уже в другой перспективе.

Когда человек творит, он проявляет в себе черты того Божественного образа, который был дан ему при его собственном сотворении. В то же время очевидно, что творчество человеческое и творчество Божественное радикальным образом отличны друг от друга. Первое отличие, которое сразу приходит на ум — это способность Бога творить из ничего. Конечно, человек не способен вызывать вещи из небытия. Но дело совсем не только в этом. В отличие от нас, Бог как Творец не учится творчеству, не строит схем, не знает неудавшихся вариантов. В книге Бытия мы видим, что Он творит мир и оценивает его в конце, говоря, что мир «хорош весьма». И все же, существование мира проходит не так стройно, как могло бы. В первую очередь в силу того, что человек, отпал от Бога в грехопадении. Венец творения пошел не по тому пути, говоря нашим языком: сломался, пришел в негодность и перестал служить своему предназначению. Если бы человека творили мы, после такой радикальной поломки, он был бы списан со счетов и уничтожен. Стоит ли тратить силы на исправление и воссоздание того, что своей волей пришло в негодность?

Но Бог полагает, что стоит. Ведь человек не порождение безличного Абсолюта, не произведение праздного и скучающего существа, не безделушка, он упавшее, израненное чадо Божее, которое нуждается в спасении.

Закон греха не умолим: как переставший дышать умирает, так умирает и тот, кто совершает грех и перестает общаться с Богом. В силу свободного человеческого выбора смерть входит в мир, она царствует, но не будет вечной. Уничтожить ее мгновенно невозможно, потому что вместе с ней надо будет уничтожить человека, который свободно ее избрал и впустил в свою жизнь... И поэтому Бог начинает долгий путь спасения.

Этот путь ознаменован некоторыми действиями и образами, которые призваны поддержать человека на правильном пути. Одним из важнейших действий оказывается жертвоприношение. Конечно же, Бог не имеет нужды ни в каких жертвах, однако в них нуждается человек. Следствие греха — смерть и он понимает, что должен умереть, но Бог позволяет ему жить дальше. При этом жертвоприношение оказывается свидетельством человеческой памяти и понимания того, что его существование результат милости. Принося жертву, он свидетельствует о том, что не зачерствел окончательно и осознает свое истинное положение. Ведь вместо животного на жертвеннике должен лежать он, как тот, кто действительно виновен.

Впрочем, никакая память о своей вине, никакие всесожжения животных не смогли бы исправить ситуацию, а ведь Богу нужно именно это. Человек сотворенный для жизни — страдает и умирает. И вот в определенное время Творец вмешивается в ход истории для того, чтобы исцелить человечество. Он Сам становится жертвой и на кресте, как на жертвеннике умирает за человека. Не только за Исаака, не только за праведников, но и грешников... За всех людей на земле.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!