Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18
Сегодняшнее чтение уже звучало в храмах этим Великим постом. Обращаясь к сюжету жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака, мы в первую очередь задумываемся об ужасе этой ситуации, о том, что праотец должен принести в жертву единственного сына, да и вообще о смысле страшного повеления Божия. Мы — люди и нам свойственно думать о людях, но при этом в рассказе есть не только они, в нем в первую очередь есть Господь, с Его слов он начинается, и Его словами заканчивается. В сегодняшний день это чтение повторяется не случайно, только посмотреть на него стоит уже в другой перспективе.
Когда человек творит, он проявляет в себе черты того Божественного образа, который был дан ему при его собственном сотворении. В то же время очевидно, что творчество человеческое и творчество Божественное радикальным образом отличны друг от друга. Первое отличие, которое сразу приходит на ум — это способность Бога творить из ничего. Конечно, человек не способен вызывать вещи из небытия. Но дело совсем не только в этом. В отличие от нас, Бог как Творец не учится творчеству, не строит схем, не знает неудавшихся вариантов. В книге Бытия мы видим, что Он творит мир и оценивает его в конце, говоря, что мир «хорош весьма». И все же, существование мира проходит не так стройно, как могло бы. В первую очередь в силу того, что человек, отпал от Бога в грехопадении. Венец творения пошел не по тому пути, говоря нашим языком: сломался, пришел в негодность и перестал служить своему предназначению. Если бы человека творили мы, после такой радикальной поломки, он был бы списан со счетов и уничтожен. Стоит ли тратить силы на исправление и воссоздание того, что своей волей пришло в негодность?
Но Бог полагает, что стоит. Ведь человек не порождение безличного Абсолюта, не произведение праздного и скучающего существа, не безделушка, он упавшее, израненное чадо Божее, которое нуждается в спасении.
Закон греха не умолим: как переставший дышать умирает, так умирает и тот, кто совершает грех и перестает общаться с Богом. В силу свободного человеческого выбора смерть входит в мир, она царствует, но не будет вечной. Уничтожить ее мгновенно невозможно, потому что вместе с ней надо будет уничтожить человека, который свободно ее избрал и впустил в свою жизнь... И поэтому Бог начинает долгий путь спасения.
Этот путь ознаменован некоторыми действиями и образами, которые призваны поддержать человека на правильном пути. Одним из важнейших действий оказывается жертвоприношение. Конечно же, Бог не имеет нужды ни в каких жертвах, однако в них нуждается человек. Следствие греха — смерть и он понимает, что должен умереть, но Бог позволяет ему жить дальше. При этом жертвоприношение оказывается свидетельством человеческой памяти и понимания того, что его существование результат милости. Принося жертву, он свидетельствует о том, что не зачерствел окончательно и осознает свое истинное положение. Ведь вместо животного на жертвеннике должен лежать он, как тот, кто действительно виновен.
Впрочем, никакая память о своей вине, никакие всесожжения животных не смогли бы исправить ситуацию, а ведь Богу нужно именно это. Человек сотворенный для жизни — страдает и умирает. И вот в определенное время Творец вмешивается в ход истории для того, чтобы исцелить человечество. Он Сам становится жертвой и на кресте, как на жертвеннике умирает за человека. Не только за Исаака, не только за праведников, но и грешников... За всех людей на земле.