Книга пророка Даниила, Глава 3, стихи 1-56. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Даниила, Глава 3, стихи 1-56

01 Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской.

02 И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор.

03 И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор.

04 Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки:

05 в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор.

06 А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем.

07 Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь.

08 В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев.

09 Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи!

10 Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану;

11 а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем.

12 Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются.

13 Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю.

14 Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?

15 Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?

16 И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.

17 Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит.

18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.

19 Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее,

20 и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем.

21 Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем.

22 И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго.

23 А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные.

24 [ И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа.

25 И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня, возгласил:

26 "Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки.

27 Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны.

28 Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас и на святый град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навел Ты все это на нас за грехи наши.

29 Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили.

30 Заповедей Твоих не слушали и не соблюдали их, и не поступали, как Ты повелел нам, чтобы благо нам было.

31 И все, что Ты навел на нас, и все, что Ты соделал с нами, соделал по истинному суду.

32 И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле.

33 И ныне мы не можем открыть уст наших; мы сделались стыдом и поношением для рабов Твоих и чтущих Тебя.

34 Но не предай нас навсегда ради имени Твоего, и не разруши завета Твоего.

35 Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего,

36 которым Ты говорил, что умножишь семя их, как звезды небесные и как песок на берегу моря.

37 Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши,

38 и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою.

39 Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты.

40 Как при всесожжении овнов и тельцов и как при тысячах тучных агнцев, так да будет жертва наша пред Тобою ныне благоугодною Тебе; ибо нет стыда уповающим на Тебя.

41 И ныне мы следуем за Тобою всем сердцем и боимся Тебя и ищем лица Твоего.

42 Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей

43 и избави нас силою чудес Твоих, и дай славу имени Твоему, Господи,

44 и да постыдятся все, делающие рабам Твоим зло, и да постыдятся со всем могуществом, и сила их да сокрушится,

45 и да познают, что Ты Господь Бог един и славен по всей вселенной".

46 А между тем слуги царя, ввергшие их, не переставали разжигать печь нефтью, смолою, паклею и хворостом,

47 и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей

48 и вырывался, и сожигал тех из Халдеев, которых достигал около печи.

49 Но Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним

50 и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их.

51 Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога:

52 "Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки.

53 Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный и преславный во веки.

54 Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на Херувимах, и прехвальный и превозносимый во веки.

55 Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, и прехвальный и превозносимый во веки.

56 Благословен Ты на тверди небесной, и прехвальный и превозносимый во веки.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Если бы мы когда-нибудь оказались в древних катакомбах или посмотрели альбом, который посвящен древнехристианскому искусству, мы увидели бы, что история трех отроков в печи Вавилонской один из самых излюбленных сюжетов художников той поры. Наряду с жетвоприношением Авраама, чудом пророка Ионы, Даниилом во рве со львами, три отрока в Вавилонской печи встречаются довольно часто. Что же объединяет все эти сюжеты? Ответ прост: чудесное спасение, которое Бог даровал людям.

Сегодняшние скептики слушая предпасхальные проповеди верующих о победе над смертью, с возмущением или недоумением указывают христианам на неоспоримость их собственной смерти, которая как им кажется никакой смертью Христовой не побеждена. Однако наивно думать, что христиане не замечали этого противоречия две тысячи лет. Более того, трех отроков в печи и пророка Иону во чреве большой рыбы, изображали те же люди, которые умирали на арене Колизея, принимая мученическую смерть.

Что же такого видели в этих историях люди, которые расписывали стены катакомб, которые в эти катакомбы приходили молиться? Почему же их не смущала реальность предстоящей смерти?

Дело в том, что история трех отроков Анании, Мисаила и Азарии или как их называли в Вавилоне Седраха, Мисаха и Авденаго говорит о силе Божией, которая превозмогает опасность. Печь реальна, как реальны львы, к которым бросили Даниила, но Бог делает эту раскаленную печь безопасной для тех, кто находится в Завете с ним. Слуги царя, которые бросают юношей в огонь, погибают, но сами отроки живы, потом что Ангел Господень оберегает их. Не забудем, что таким именем называется в Писании сам Бог, явившийся Моисею и другим праведникам. Итак, они остаются живы и Азария обращается к Богу с удивительной молитвой. Он говорит о праведности судов Божиих, но просит, чтобы Господь не оставил их до конца, но явил им милость чудес своих.

Когда Адам согрешил, в человеческую жизнь вошло две смерти. Во-первых, смерть духовная, так как он отпал от Бога. Во-вторых смерть физическая, которая постигла его спустя годы. Что же сделал Христос? Он примирил человека с Богом, победив смерть первую. Умирая на кресте, Он вошел в опыт смерти телесной и разрушил ее в Самом Себе, сделав ее не такой страшной для нас. Она все еще реальна, но перестала быть единственной правдой о человеке. Мы знаем, что умрем, но так же знаем, что воскреснем, силою Бога благословенного и превозносимого во веки.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!