Четвёртая книга Царств (Вторая книга Царей), Глава 4, стихи 8-37. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Четвёртая книга Царств (Вторая книга Царей), Глава 4, стихи 8-37

08 В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба.

09 И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой;

10 сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда.

11 В один день он пришел туда, и зашел в горницу, и лег там,

12 и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал ее, и она стала пред ним.

13 И сказал ему: скажи ей: "вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?" Она сказала: нет, среди своего народа я живу.

14 И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее, а муж ее стар.

15 И сказал он: позови ее. Он позвал ее, и стала она в дверях.

16 И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей.

17 И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей.

18 И подрос ребенок и в один день пошел к отцу своему, к жнецам.

19 И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его.

20 И понес его и принес его к матери его. И он сидел на коленях у нее до полудня, и умер.

21 И пошла она, и положила его на постели человека Божия, и заперла его, и вышла,

22 и позвала мужа своего и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь.

23 Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо.

24 И оседлала ослицу и сказала слуге своему: веди и иди; не останавливайся, доколе не скажу тебе.

25 И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. И когда увидел человек Божий ее издали, то сказал слуге своему Гиезию: это та Сонамитянка.

26 Побеги к ней навстречу и скажи ей: "здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?" - Она сказала: здоровы.

27 Когда же пришла к человеку Божию на гору, ухватилась за ноги его. И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне.

28 И сказала она: просила ли я сына у господина моего? не говорила ли я: "не обманывай меня"?

29 И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка.

30 И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и пошел за нею.

31 Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок.

32 И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его.

33 И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу.

34 И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка.

35 И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои.

36 И позвал он Гиезия и сказал: позови эту Сонамитянку. И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: возьми сына твоего.

37 И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как пророк Елисей оказывается гостем благочестивой женщины, которая видит его труды и проявляет о нем заботу. Она не только кормит его, но и поручает сделать пристройку в своем доме, чтобы он имел возможность отдохнуть. В благодарность за это пророк предрекает ей рождение сына, о чем, конечно, же молится в глубине своего сердца. По началу ребенок растет и развивается, но в один день, придя на поле к отцу, жалуется на головную боль и скоропостижно умирает, бквально в течение нескольких часов.

Задумываясь о произошедшем, стоит вспомнить, что женщина не просила пророка о рождении ребенка. Муж ее был уже стар и вся боль, которая могла быть связана с бездетностью была ею уже пережита… Чувствуя, как зарождается в ней прежняя надежда и боясь разочарования, она дерзновенно, если даже не дерзко, говорит пророку: «не обманывай рабы твоей». Но вот ребенок рождается и в некотором смысле Елисей оказывается за него ответственным. Именно поэтому женщина, у которой не было детей и которая их уже не ждала, получив ребенка и потеряв его так неожиданно, стремится во что бы то ни стало попасть к пророку. Она верит, что дар Божий не может быть издевкой, что раз уж Бог дал ей это дитя, то дал, конечно, не для того, чтобы отнять. Обращаясь к Елисею, она рассказывает ему свою историю и тот понимает, что раз Бог сокрыл это от него, но привел ее к нему лично, значит есть об этом ребенке некоторый промысел, о явлении которого нужно молиться и которому нужно способствовать. Мать решительно не отступает от пророка и тот приходит и воскрешает мальчика. Конечно, кому-то обряд, с помощью которого Елисей исцелил отрока может показаться странным, хотя очевидно, что цель его была в том, что поделиться с умершим, или находящимся на пороге смерти ребенком, всеми своими силами. Кроме того, очевидно, что он не считал себя способным воскресить его самостоятельно, поэтому главное его действие — это молитва, с которой он обращался к Богу, как к последней надежде.

Из года в год уже не одно столетие христиане слышат в Страстную Субботу эту историю. Перед ними женщина Сонамитянка, которая не просила себе ребенка, но получила его. Это был дар Божий, в котором одновременно была и радость и скорбь. Человек родился в мир, но его жизнь в любой момент может закончиться смертью. Не лучше ли было вовсе ему не рождаться, если он рождается смертным? Внутренний ответ матери, который она для себя находит таков: Бог не дает ничего напрасно, человек не игрушка в Его руках, он создан не от скуки и не для смерти, он создается с любовью и рождается для жизни. В свою очередь это значит, что у нее есть надежда, с которой она обращается к пророку, а через него к самому Творцу.

Как эта женщина Сонамитянка не просила себе сына, так мы не просили у Бога даровать нам жизнь. Мы рождаемся и это сопряжено для нас одновременно с радостью и скорбью: ведь жизнь прекрасна и мы за нее благодарны, но конец ее смерть. Что же, можем ли мы сказать, что Бог дает нам жизнь, для того, чтобы мы умерли? Конечно, нет. Бог смерти не сотворил и не радуется погибели живых. Его дар его не может быть напрасным, не то, что можно дать, а потом отнять. Он создал нас для жизни и хотя мы умираем, Он никогда не согласится с тем, чтобы этим все закончилось. И как Он воскресил в сегодняшнем чтении дитя сонамитянки, так воскресит Он и нас для жизни вечной.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!