Книга пророка Иезекииля, Глава 37, стихи 1-14
01 Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей,
02 и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.
03 И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
04 И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!"
05 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.
06 И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.
07 Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею.
08 И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.
09 Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.
10 И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище.
11 И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: "иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня".
12 Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву.
13 И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших,
14 и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь.
Это пророчество Иезекииля прочитывается в православных храмах по окончании крестного хода с Плащаницей — с платом, на котором изображен лежащий во гробе Христос Спаситель. Сам этот крестный ход, пожалуй, самое проникновенное действие во всем нашем богослужении. А отрывок книги Иезекииля предваряет собой два других чтения — из Посланий апостола Павла и из Евангелия от Матфея. В этих чтениях еще не говорится о Христовом Воскресении, но они его собой предвосхищают, в них видимы образом чувствуется дыхание Пасхи Христовом. О Воскресении еще не сказано, но оно уже близко, и это невозможно не чувствовать. Вообще, богослужение Великой Субботы делает особой акцент не на разум, а именно на сердечное восприятие происходившего в ту ночь, когда Христос находился Своим Телом в пещере Гроба. Собственно, Великая Суббота это не только предвосхищение Христовой Пасхи, это и предвосхищение всеобщего воскресения мертвых, о котором мы не знаем и потому не можем говорить убедительными для всех словами, но мы его, как сказано в Символе веры, «чаем». Чаяние «воскресения мертвых и жизни будущего века» — целиком и полностью не про знание, а про сердечное восприятие реальности. В обыденной жизни мы, в общем-то, без особых проблем ориентируемся не только на разум, но и на сердце. Сегодня же сами тексты Священного Писания помогают пережить и ощутить то, что происходило после Распятия Христа и то, что ожидает всех в конце времен. Таинственное видение Иезекииля — одно из таких чтений, его, конечно, можно комментировать с использованием данных современной библеистики, можно разобраться в какой момент жизни пророка он увидел то, что описал в своей книге, с чем было связано это видение, можно отыскать в этом отрывке его ближайший смысл — воссоздание Богом фактически мертвого народа Израиля, можно «препарировать» видение Иезекииля сугубо научным образом, но есть ли в этом смысл? Великая Суббота не время для занятий такого рода. Великая Суббота вслед за Евангелием призывает нас, не забывая о Богом данном сокровище человеческого разума, отдать приоритет сердечному чувству. Великая Суббота напоминает о сокрушительной силе Божией, действие этой силы видимо во всем творении, действия Бога можно исследовать, можно пытаться их посчитать и взвесить, но по-настоящему важно здесь лишь то, что для Бога нет невозможного: однажды призвав нас из небытия, Он в силах повторить это еще раз, Он в силах вернуть всех тех, кто перестал существовать в физическом мире. Более того, Бог неоднократно дал понять, что именно так все в конечном итоге и произойдет: Его воля воззовет из небытия всех. Объяснить «механику» этого процесса мы не в состоянии, как не в состоянии объяснить и многое другое, мы можем лишь открыть свои сердца Богу и дать Ему возможность действовать в них Его словом и Его силой.