Книга Бытия, Глава 46, стихи 1-7
Как мы помним, старшие братья по зависти продали Иосифа в рабство, и он оказался в Египте. Здесь он сделал блестящую карьеру при дворе фараона и стал вторым человеком в государстве. В голодные времена это спасло его семью от голодной смерти. Он переселяет своего отца и братьев в Египет и берет их под свою защиту. Тот отрывок, который мы только что услышали, рассказывает о том, как семья патриарха Иакова готовиться к этому переезду.
Ученые, которые читают библейский текст, часто задают себе вопрос: а насколько правдоподобна история Иосифа. Мог ли еврейский мальчик, раб стать вторым человеком после фараона? Могли бы евреи, которые на тот момент были небольшим кочевым народом и занимались скотоводством, занять такое привилегированное положение в египетском государстве, какое они получают согласно Священному Писанию. Ведь сама Библия говорит, что для египтян всякий пастух овец был «мерзостью». И действительно, прямых доказательств мы этому не находим. Но есть очень важные косвенные свидетельства, которые подтверждают то, что все написанное в Библии по крайней мере не противоречит истории.
Примерно в период с XVIII по XVI вв. до Р.Х. в Египте появляются племена кочевников-завоевателей, которых ученые называют гиксосы. Они подчинили себе местных правителей и основали собственную династию. Столица гиксосов располагалась в дельте Нила, в городе Аварис. Считается, что гиксосы — семитские племена. А само название их племени можно перевести как цари-пастухи. Вероятно, фараон, который приютил евреев в Египте, а также возвеличил Иосифа, был гиксосом. Кстати, именно так древнееврейский историк Иосиф Флавий объясняет головокружительную карьеру Иосифа при дворе. Гиксосы старались возводить на престол, а также жаловать высокие чины своим сородича, а не местным жителям. Это же объясняет, почему такое высокое положение при дворе заняли братья Иосифа. После переселения в Египет их сделали царскими пастухами, а в еврейском народе еще долго жила память, что в стране фараона они были царскими людьми. Наконец, это объясняет и тот факт, почему из желанных гостей евреи превратились в ненавистных рабов. Согласно историческим свидетельствам, гиксосы были изгнаны, и местные жители старались искоренить всю память о них. Они уничтожали все, что напоминает об эпохе правления захватчиков. Поэтому в египетских памятниках прямых свидетельств об истории Иосифа мы не найдем.
Библия не является в строгом смысле слова историческим документом. Это рассказ о том, как Бог действует в истории человечества, чтобы привести его ко спасению. Но это далеко не означает, что Библия не исторична. Если мы хотим найти подтверждение тому, что там написано, необходимо просто проявить усердие, и обратиться к тем свидетельствам, которые нам предлагает светская наука. Если мы это делаем действительно с желанием познать истину, Господь обязательно обратит наше внимание нам на те детали, которые мы раньше не замечали, но благодаря которым в нашем сознании возникнет цельная и стройная картина.