Книга Притчей Соломоновых, Глава 23, стихи 15-35, Глава 24, стихи 1-5. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 23, стихи 15-35

15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;

16 и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.

17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;

18 потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.

20 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:

21 потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.

22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.

24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.

25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.

26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,

27 потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь;

28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.

29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?

30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.

31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:

32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;

33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,

34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

35 [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же".

Книга Притчей Соломоновых, Глава 24, стихи 1-5

01 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,

02 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

03 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,

04 и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.

05 Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Слово, которое чаще всего встречается в сегодняшнем чтении — это сердце. Понятно, что речь идёт не о физическом сердце, главная задача которого — без устали прокачивать кровь в нашем организме. Сердце — это прежде всего «средина», «сердцевина» человека — то, куда входят и где остаются навсегда наши впечатления, переживания, радости и горести, душевные травмы. «У меня сердце разрывается» — говорим мы, когда чувствуем, как нашу душу пронзила какая-то горестная новость. «Сердце болит за тебя» — говорим мы другу, которого давно не видели. И, как мы знаем из Евангелия, именно из сердца и выходят добрые и злые помышления — которые уже потом принимаются как нечто неоспоримое нашим сознанием и отправляются на передний край нашей жизни.

В начале ХХ века в представлениях людей о том, что же ими движет в принятии решений, произошла настоящая революция — благодаря основателю психоанализа Зигмунду Фрейду. Его принципиально новая модель психики человека — а особенно значение бессознательного — стала фундаментом для целого букета различных направлений и школ. Учёные с головой ринулись копаться в этом загадочном «Оно» — в надежде, что именно там смогут найти ответы на давно казавшиеся неразрешимыми вопросы. И, правда, что-то нашлось — но на поверху бессознательное оказалось не просто «потайным чердаком» сознания, а огромным и бездонным колодцем — в который можно погружаться, погружаться — а потом уже и не выбраться обратно — по крайней мере, таким же, каким был прежде.

Но для религиозного человека, знакомого с библейской традицией, в открытиях Фрейда не так уж и много было чего-то совсем новаторского. Тема очищения сердца, соединения ума с сердцем в молитве, просвещения сердца — сквозная тема всех аскетических трудов святых отцов. И, конечно, насколько можно сопоставлять библейское понимание значения «сердца» и «бессознательное» в психоанализе — отдельный и непростой вопрос, одно можно сказать несомненно: при всей нашей кажущейся рациональности мы — куда более сложносоставленные существа, и в нас действительно есть силы, управление которыми аналитическому уму неподвластно.

Но для верующего человека в этом нет никакой трагедии: ведь когда есть Бог — с Которым мы и взаимодействуем в молитвах, в богослужении, в таинствах — и когда Он реально входит в душу Своим Небесным Светом — то его «мощности светового потока» вполне хватает, чтобы своим лучом осветить даже самые глубоко спрятанные закоулки нашего душевного колодца — и не только осветить, но и вылечить — даже от самых давних душевных травм и потрясений!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!