Книга пророка Исайи, Глава 58, стихи 1-11
Пророк Исайя задается вопросом: каков конечный смысл поста? Если судить по началу сегодняшнего отрывка, то становится совершенно ясным: многие его современники постились для того, чтобы через это благочестивое упражнение получить от Бога помощь в борьбе с земными врагами. Ни о чём другом эти люди не помышляли. Они полагали, что пост и вообще аскетические упражнения нужны лишь для того, чтобы Бог был на их стороне в решении сугубо земных вопросов, пророк Исайя так определил цель их поста: «вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других». Все это напоминает призывы некоторых протестантских проповедников «сделать Иисуса своим партнером», чтобы иметь успех в бизнес-проектах. А святитель Василий Великий сказал об образе поста, который критикует пророк Исайя, такие слова: «Не ешь ты мяс, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах».
Вообще, Ветхий Завет и Священное Писание в целом говорят только об одном обязательном постном дне в году. Это так называемый «День очищения» — Йом-кипур. Но особо благочестивые израильтяне постились значительно чаще, в частности, во времена Христа фарисеи постились в понедельник и четверг каждой недели. Через это они надеялись угодить Богу. Но Бог ясно дает понять, что сами по себе аскетические подвиги без дел милосердия ничего не значат в Его глазах. И это в лучшем случае.
Бог через Своего пророка говорит о том, каким должен быть истинный пост: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу» и так далее. То есть смысл поста должен быть не в том, чтобы в конечном итоге получить какие-то преимущества перед другими людьми, а в том, чтобы смягчить собственное сердце, чтобы сделать возможной внутреннюю потребность оказывать милосердие тем, кто в нем нуждается. А уже милосердие привлекает милость Божию к тому, кто его проявляет.