Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга пророка Исайи, Глава 58, стихи 1-11

01 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.

02 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:

03 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

04 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

05 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

06 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

07 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

08 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

09 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;

11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Пророк Исайя задается вопросом: каков конечный смысл поста? Если судить по началу сегодняшнего отрывка, то становится совершенно ясным: многие его современники постились для того, чтобы через это благочестивое упражнение получить от Бога помощь в борьбе с земными врагами. Ни о чём другом эти люди не помышляли. Они полагали, что пост и вообще аскетические упражнения нужны лишь для того, чтобы Бог был на их стороне в решении сугубо земных вопросов, пророк Исайя так определил цель их поста: «вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других». Все это напоминает призывы некоторых протестантских проповедников «сделать Иисуса своим партнером», чтобы иметь успех в бизнес-проектах. А святитель Василий Великий сказал об образе поста, который критикует пророк Исайя, такие слова: «Не ешь ты мяс, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах».

Вообще, Ветхий Завет и Священное Писание в целом говорят только об одном обязательном постном дне в году. Это так называемый «День очищения» — Йом-кипур. Но особо благочестивые израильтяне постились значительно чаще, в частности, во времена Христа фарисеи постились в понедельник и четверг каждой недели. Через это они надеялись угодить Богу. Но Бог ясно дает понять, что сами по себе аскетические подвиги без дел милосердия ничего не значат в Его глазах. И это в лучшем случае.

Бог через Своего пророка говорит о том, каким должен быть истинный пост: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу» и так далее. То есть смысл поста должен быть не в том, чтобы в конечном итоге получить какие-то преимущества перед другими людьми, а в том, чтобы смягчить собственное сердце, чтобы сделать возможной внутреннюю потребность оказывать милосердие тем, кто в нем нуждается. А уже милосердие привлекает милость Божию к тому, кто его проявляет.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!