Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 17-28

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21 Родил кто глупого,- себе на горе, и отец глупого не порадуется.

22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24 Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.

25 Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 18, стихи 1-5

01 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

02 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

03 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.

04 Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.

05 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В наш век, в который почти все очень переживают за свое физическое здоровье и за здоровье своих близких, особенно интересны те места Священного Писания, которые говорят как раз о нем, о здоровье. В этом отрывке книги Притчей Соломона тоже есть такое место. Вот оно: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17:22). Здесь все довольно просто: уныние губительно для здоровья, а, скажем так, оптимизм, наоборот, полезен. Вопрос лишь в том, о каком таком «веселом сердце» идет речь. Что за радость имеет в виду автор этих строк? Можно предположить, что вряд ли он подразумевает здесь веселье, которое возникает при просмотре комедийных передач. Комедии сами по себе бывают иногда полезны, но злоупотребление ими с неизбежностью приводит к тому самому унылому духу, который «сушит кости».
Мне вспоминается посещение одного из скитов Валаамского монастыря. В том скиту, помимо храма, подсобных помещений и келий для проживания монахов, было еще и кладбище. Относительно небольшое, но очень любопытное. На кладбище том захоронены, как и следует того ожидать, монахи, которые несли свое послушание в этом скиту. Все они умерли в позапрошлом веке. Любопытным же были годы жизни этих монахов: никто из них не жил, кажется, меньше 85 лет. Это довольно примечательно, ведь в те годы средняя продолжительность жизни была значительно меньше, не было развитой медицины, не было и необходимых лекарств. Но тем не менее все эти люди прожили такую долгую жизнь, которую сегодня не всегда в силах обеспечить развитое медицинское обслуживание. Можно, конечно, предположить, что причина такого завидного долголетия в правильном образе жизни, здоровом питании и благоприятной экологии. Но у их современников тоже все это в той или иной степени было, особенно же у крестьян. Вообще, продолжительность жизни монахов ушедших времен удивляет: они, как правило, жили ощутимо дольше своих современников.
Думается, что дело здесь в любви. Именно любовь рождает радость. А настоящая любовь рождает настоящую радость. У этих монахов была любовь — любовь к Богу, а от нее происходила и радость, от радости же желание и интерес к жизни. Они трудились, у них были скорби, но за всем этим они умели видеть Бога и, может, они и не слышали слова преподобного Серафима Саровского, но слова святого были и их собственным исповеданием: «Нет нам дороги унывать. Христос все победил, диавола посрамил, смерть умертвил».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!