Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 22, стихи 1-18

01 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

02 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

03 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

04 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.

05 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

06 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

07 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

08 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

09 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба

16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]

17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;

18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В одном из прошлых чтений мы слышали о том, как Бог говорил Аврааму, что его награда будет велика. Однако Авраама совершенно не образовало такое обещание. «Что ты можешь дать мне, если у меня нет наследника?», — ответил он Богу. Не стоит забывать, что праотец был воспитан в древней патриархальной культуре в рамках которой считалось, что ты благословлен Создателем, только если у тебя есть потомство, которому ты оставляешь свое имение. Бог показывает Аврааму звезды на небе и говорит ему, что его потомство будет настолько же велико.

Каждый из нас стремится к чему-то и имеет опыт достижения цели. И каждый знает, что насколько бы значимой не была для нас цель — после ее достижения и краткого ощущения полноты и счастья, мы привыкаем к новой ситуации и она становится для нас обыденностью. Авраам очень хотел детей и когда у него родился наследник, он, по всей видимости довольно быстро забыл, что это не просто его сын, что он дан ему не для того, чтобы реализовывать обычные жизненные планы... Он дан ему, чтобы через него совершился план спасения.

Часто люди, которые обращались к Богу за помощью, забывают о Нем, как только эту помощь получают. Среди моря язычников, один Авраам находится в Завете с Богом. Но насколько он сам понимает важность своей миссии, насколько сам верен Богу не ради сына, а ради Него самого.

В сегодняшнем чтении мы слышим очень страшную историю, в которой Бог просит Авраама принести в жертву того, кого Он называет его единственным и любимым сыном. Часто говорят, что Бог хотел проверить веру Авраама. Да и в конце истории Ангел Господень говорит праотцу: теперь я знаю, что ты боишься Бога... Не стоит смущаться тем, что речь ведет Ангел Господень, потому что под Его именем в Писании всегда подразумевается Сам Бог.

Вопрос в другом: неужели же Бог не знал того, как поступит Авраам? Знал, конечно. Тем более, что за несколько глав до этого уже сказано: «Авраам поверил Богу и Он вменил ему это в праведность». Перед нами опять тот самый человеческий язык, который использует Писание.

Но если Бог знал, как поступит Авраам, почему же Он сказал ему все это сделать? Ответ очевиден: потому что этот поступок необходим для самого Авраама. Ведь одно дело поверить Богу и другое дело эту веру проявить и подтвердить делами. Авраам не принес Исаака в жертву в действительности, так как жертвоприношение было остановлено, но он принес его в своей душе, он внутренне изменился, как изменилось и его отношение к Исааку. Отношение к его жизни и к роли в истории спасения.

Каждому из нас жизнь дана для того, чтобы мы прожили ее правильно. В современном мире понимание правильного не просто пошатнулось, оно вовсе отрицается. Каждый присвоил себе право определять, что правильно и что неправильно сам. Однако в реальности никакие мировоззренческие кризисы ничего изменить не могут. Что бы мы ни думали о себе и мире, мы остаемся Божьими детьми, и только Он может направить нас на правильный путь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!