Книга Притчей Соломоновых, Глава 16, стихи 17-33, Глава 17, стихи 1-17. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 16, стихи 17-33

17 Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

18 Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.

19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.

21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.

23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

24 Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.

27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.

29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он - печь злобы].

31 Венец славы - седина, которая находится на пути правды.

32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

33 В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 17, стихи 1-17

01 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

02 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.

03 Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь.

04 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

05 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

06 Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.]

07 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.

08 Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

09 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

14 Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.

16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Любое дело, любое движение и любое слово начинаются с мысли. Так дело обстоит в ситуации, которую можно охарактеризовать как нормальную. Иногда бывают и спонтанные действия, случайные и необдуманные слова. Это последнее — как раз то, с чем христиане, да и вообще люди, призваны бороться. Не станем рассуждать о всех методах, которые существуют для достижения этой цели, а поговорим о том, как предлагает осуществлять контроль над своими действиями и словами православная христианская традиция. Самое важное здесь состоит в утверждении, что человек способен и потому должен полностью контролировать то, что он делает и говорит. Как следствие, человек должен контролировать свой разум и свои чувства.

Среди всего прочего, мы только что слышали в книге Притчей Соломона такую сентенцию: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Притч. 16:18). Эта фраза Священного Писания говорит все о том же: сначала мысль, потом все прочее. Причем рассуждение здесь идет в отрицательном ключе: сначала недобрая мысль, потом реальное зло, которое обрушивается на того, кто оказался не в силах контролировать свои мысли и направлять их в нужное русло. По этому поводу преподобный Иоанн Кассиан Римлянин сказал такие слова: «не следует думать, что падение человека происходит внезапно: сперва он или обольщается каким-либо злым внушением, или от продолжительной невнимательности к самому себе теряет мало-помалу душевную силу, а страсти постепенно растут, и он подвергается бедственному падению». В этих словах преподобного Иоанна Кассиана содержится и метод борьбы с собственными помыслами. Суть предлагаемого им метода состоит во внимательном отношении к самому себе, к своим мыслям. Их необходимо отслеживать и не давать им двигаться хаотично. Лучше всего для решения этой задачи подходит регулярная исповедь. Но для того, чтобы исповедь была осмысленной, надо четко осознавать, какие из мыслей допустимы и полезны, а какие нет. Здесь на помощь приходит текст Священного Писания, именно с ним и нужно сопоставлять то, что мы думаем, сопоставлять свои эмоции и переживания. Надменность, о которой упоминает книга Притчей, может никак себя внешне не проявлять, она до определенной поры живет внутри человека и, в общем-то, может казаться вполне благовидной. Тем более, что окружающий нас мир буквально кричит о надменности и гордости как о норме. Нам довольно сложно не сравнивать себя с другими людьми и не делать выводов как о своем превосходстве над некоторыми из них, так и о своем ничтожестве в сравнении с другими. Но второе — ощущение себя совершенным неудачником — лишь оборотная сторона гордости. Чаще всего основания для такого сравнения и последующих выводов лежат в видимой плоскости: у кого какая должность, у кого какая машина, какие таланты, какие доходы, какая внешность, какой образ жизни и так далее. Священное Писание и духовная традиция христианства рекомендуют перенаправить сопоставительные мысли с других людей на собственно библейский текст. Именно с ним надо сравнивать самого себя. А в случае с размышлениями о себе самом в сравнении с кем-то другим, Писание однозначно и в очень многих местах говорит, что этот путь способен погубить человека. Хорошо то, что таковым считает Бог, а не мы. Это следует помнить.

А еще следует помнить другую часть высказывания преподобного Иоанна Кассиана: дурные мысли могут быть вызваны «каким-либо злым внушением». Здесь речь идет не о человеческом внушении, а о внушении со стороны тех сил, которые противостоят Богу, человеку и всякому благу. С этими силами есть только один путь борьбы — молитва и упование на Бога.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!