Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга Бытия, Глава 18, стихи 20-33

20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;

21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.

23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?

24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?

25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.

27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:

28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.

31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.

32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим разговор Авраама и Бога. Они говорят о грядущем наказании Содому и Гоморре, потому что грех этих городов так тяжел, что к Богу возносится вопль об их беззаконии. Но кто это вопиет? Может быть земля, как об этом иногда говорится в Писании. Может быть сами люди, уставшие жить под гнетом своих грехов? Или ангелы Божии, которые, по слову апостола Павла, посылаются к людям для их спасения…? В любом случае, важно понимать, что такова специфика образного языка Писания и через этот образ оно говорит нам, что само мироздание, созданное благим, противится тому беззаконию, которое происходит.

Бог говорит Аврааму, что Он идет посмотреть, так ли все плохо, как вопиет к нему мир. Кто-нибудь скажет, что это примитивизация, что так нельзя говорить о Боге или, что если Бог таков, в него не стоит верить. Ведь если Он должен пойти и посмотреть, значит Он не знает этого Сам, какой же Он Бог? Но дело опять же в специфике языка, с помощью которого Моисей говорит о Боге нечто очень важное: Он, как праведный судья все и всегда оценивает Сам. Он не пренебрегает человеком, не оставляет его в греховной тьме, но идет к нему, чтобы встретиться с ним лицом к лицу. Однако встреча с Богом, который есть любовь — это всегда суд, хотя и не всегда осуждение. Все зависит от того, насколько человек соответствует своему призванию, от того насколько он раскрывает в жизни замысел Божий о себе. Причем, замысел — не инструкция, в нем всего один пункт — жизнь по любви. Тот, кто любит — исполнил главную заповедь и на языке Библии называется праведником. Такой человек живет по праведно и его жизнь преображает окружающий мир, он будто бы сохраняет его от разложения, от окончательного погружения во тьму… И если грешник постепенно уходит от Бога и духовно умирает, своей любовью и даже просто присутствием, праведник не дает ему погибнуть. Авраам еще не знает этого закона, но его знает Бог. Он не сказал Аврааму, что точно погубит города, Он идет увидеть этих людей Сам. Праотец уговаривает Господа пощадить город, если в нем будет 50, или 40, 30 или 20, или хотя бы 10 праведников, и Бог всякий раз согласен пощадить города. Может показаться, что Бог от уговоров Авраама становится более милостивым, что он снисходит к грешнику и готов его простить… Но дело не только в этом. Бог и так любит жителей этих городов, но яд греха, который выбирают эти люди, не позволяет им испытать на себе Его любовь, и ведет их к смерти.

О чем же эта история говорила оглашенным и что должны понять мы, слушая ее сегодня? Дело в том, что само оглашение, как и вся последующая христианская жизнь, — это путь обретения праведности. Праведности не только для себя, но и для исцеления жизни втех, кто нас окружает, ведь Бог не только нам, но и всем вообще желает спасения.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!