Книга Бытия, Глава 18, стихи 20-33
В сегодняшнем чтении мы слышим разговор Авраама и Бога. Они говорят о грядущем наказании Содому и Гоморре, потому что грех этих городов так тяжел, что к Богу возносится вопль об их беззаконии. Но кто это вопиет? Может быть земля, как об этом иногда говорится в Писании. Может быть сами люди, уставшие жить под гнетом своих грехов? Или ангелы Божии, которые, по слову апостола Павла, посылаются к людям для их спасения…? В любом случае, важно понимать, что такова специфика образного языка Писания и через этот образ оно говорит нам, что само мироздание, созданное благим, противится тому беззаконию, которое происходит.
Бог говорит Аврааму, что Он идет посмотреть, так ли все плохо, как вопиет к нему мир. Кто-нибудь скажет, что это примитивизация, что так нельзя говорить о Боге или, что если Бог таков, в него не стоит верить. Ведь если Он должен пойти и посмотреть, значит Он не знает этого Сам, какой же Он Бог? Но дело опять же в специфике языка, с помощью которого Моисей говорит о Боге нечто очень важное: Он, как праведный судья все и всегда оценивает Сам. Он не пренебрегает человеком, не оставляет его в греховной тьме, но идет к нему, чтобы встретиться с ним лицом к лицу. Однако встреча с Богом, который есть любовь — это всегда суд, хотя и не всегда осуждение. Все зависит от того, насколько человек соответствует своему призванию, от того насколько он раскрывает в жизни замысел Божий о себе. Причем, замысел — не инструкция, в нем всего один пункт — жизнь по любви. Тот, кто любит — исполнил главную заповедь и на языке Библии называется праведником. Такой человек живет по праведно и его жизнь преображает окружающий мир, он будто бы сохраняет его от разложения, от окончательного погружения во тьму… И если грешник постепенно уходит от Бога и духовно умирает, своей любовью и даже просто присутствием, праведник не дает ему погибнуть. Авраам еще не знает этого закона, но его знает Бог. Он не сказал Аврааму, что точно погубит города, Он идет увидеть этих людей Сам. Праотец уговаривает Господа пощадить город, если в нем будет 50, или 40, 30 или 20, или хотя бы 10 праведников, и Бог всякий раз согласен пощадить города. Может показаться, что Бог от уговоров Авраама становится более милостивым, что он снисходит к грешнику и готов его простить… Но дело не только в этом. Бог и так любит жителей этих городов, но яд греха, который выбирают эти люди, не позволяет им испытать на себе Его любовь, и ведет их к смерти.
О чем же эта история говорила оглашенным и что должны понять мы, слушая ее сегодня? Дело в том, что само оглашение, как и вся последующая христианская жизнь, — это путь обретения праведности. Праведности не только для себя, но и для исцеления жизни втех, кто нас окружает, ведь Бог не только нам, но и всем вообще желает спасения.