Книга пророка Исайи, Глава 42, стихи 5-16
Пророка Исаию в христианской традиции часто называют «ветхозаветным Евангелистом». Это не случайно. Ведь в его книги мы можем найти большое количество мессианских пророчеств, то есть тех, которые говорят о пришествии в мир Мессии, Иисуса Христа. Причем зачастую пророк так детально описывает те или иные эпизоды из жизни Спасителя, будто бы он был их непосредственным участником наравне с апостолами, которые написала Евангелия. Только что мы услышали одно из таких пророчеств.
Исаия обращается к Израилю от лица Бога. Господь говорит, что Он избрал еврейский народ, чтобы тот выполнил особую миссию. Благодаря ему язычники, то есть, та часть, которая не знала истинного Творца, и потому блуждала во тьме религиозного невежества, однажды увидят свет: слепые вновь обретут зрение, а те, кто томился во мраке темниц, выйдут на свободу. При помощи этих образов пророк намекает на евангельское учение Христа, а также на те новые отношения, которые возникнут между людьми и Богом после Его воплощения, смерти на кресте и воскресения. Эти события настолько потрясут, а также изменят мир, что пророк сравнивает их с родовыми муками. Во время них женщина терпит тяжкие мучения. Однако, когда ребенок оказывается у нее на руках, это приносит ей ни с чем не сравнимое чувство облегчения и радости. Так Исаия формулирует одну из важных библейских максим — свет, подлинная радость, новая жизнь возможны только во Христе, вне Его лишь мрак и смерть.
Для многих наших современников эта мысль покажется весьма спорной, если не вызывающей и даже оскорбительной. Ни язычниками ли были те, кто стоял у истоков великих цивилизаций Древнего Востока и Античности, чьим культурным наследием мы пользуемся и восхищаемся им до сих пор? Ни язычники ли жили в гармонии с миром живой и неживой природы, о чем современному человеку остается только мечтать? А что ваше христианство принесло в этот мир? Можно долго рассуждать о причинах этих упреков, многие из которых имеют глубоко личный, духовный характер. Сегодня хотелось бы указать на одну из самых очевидных.
Так устроен человек, что более привлекательным ему кажется то, чем он не обладает. Тем более далекое прошлое. Оно зачастую окутано таинственным, романтическим ореолом. Однако подлинного бытового язычества с его кровавыми жертвоприношениями собственных детей, беспорядочными половыми связами, беспринципностью, коварством и вероломством в межличностных отношениях, мы не знаем. А потому, как бы парадоксально это не звучало, мы судим о нем через призму того культурного опыта, который получили, будучи воспитаны на христианских ценностях. А потому и на язычество мы смотрим как христиане. Не замечаем в нем то, что могло бы вызвать у нас отвращение и подсознательно обращаем внимание на то высокое, что созвучно именно христианскому мироощущению.
А потому, постараемся хотя бы прислушаться к словам «ветхозаветного евангелиста», который не понаслышке знал о том, что такое языческий мир. Приглядимся к такому привычному для нас и обыденному христианству. И тогда постепенно нам станет очевидно: то, что мы ищем, к чему стремится наша душа и то, что нас привлекает в чужом и далеком, со всей силой концентрировано именно во Христе и Его Евангелии.