Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 27-35

27 Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

28 Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

30 Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей.

31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

34 Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов.

35 Благоволение царя - к рабу разумному, а гнев его - против того, кто позорит его.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 15, стихи 1-4

01 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

02 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

03 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

04 Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Притч. XIV, 27 - XV, 4. Как и во многих других отрывках книги Притчей Соломона отдельные сентенции здесь не объединены друг с другом единым общим смыслом. Вообще, при чтении этой книги порой возникает ощущение, что автор постоянно перескакивает с одной темы на другую. Так и здесь: в относительно небольшом отрывке Причтей содержатся высказывания, которые посвящены отношению человека с Богом, принципам твёрдого государственного устроения и отдельным аспектам нравственности. Но эти темы раскрываются не последовательно, а довольно хаотично. Все это неудивительно, если помнить об истории появления книги Притчей Соломона: несмотря на то, что она носит имя конкретного царя, авторов у нее несколько, все они жили в разные эпохи и имели разные занятия, кто-то из авторов известен, кто-то нет. Всего же в этой библейской книге содержится около девятисот афоризмов. Именно так — как сборник афоризмов — и стоит рассматривать книгу Притчей Соломона.

Вообще говоря, идея создать единый сборник высказываний на тему мудрости — очень хорошая и сама по себе мудрая идея. За счет свой краткости, емкости и, иногда, парадоксальности, такие сентенции хорошо запоминаются, следовательно, к ним легко обратится в повседневной жизни. Особенно же важно это при возникновении какой-либо «внештатной» ситуации.

Такой, как, например, внезапная вспышка раздражения. Об этом как раз и говорит один из тех афоризмов, которые мы слышим сегодня: «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Притч. 14:29). Предстать перед окружающими раздражительным не так страшно, как показать свою глупость. Если помнить слова книги Притчей, то тот факт, что она приравнивает раздражительность к глупости, в некоторых случаях способен спасти ситуацию. Связь между раздражительностью и глупостью очевидна: то, что человек способен сказать и сделать в состоянии раздражения в дальнейшем исправить бывает или очень сложно, или же невозможно. Соответственно, впадение в раздражение — это не решение проблем, это новые, еще худшие, сложности. Умножение же сложностей нельзя назвать разумным поступком. Именно поэтому книга Причтей Соломона называет глупостью раздражительность. Впрочем, толкователи видят здесь нечто большее: раздражительность они противопоставляют терпеливости. А только терпеливый может сделать то, на что не способен раздражительный, который, как выразился святитель Григорий Двоеслов, не «может истинно настоять в научении добру, если в жизни не умеет равнодушно переносить оскорблений со стороны других».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!