Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 15-26. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 15-26

15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.

16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.

19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые - у ворот праведника.

20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.

21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.

23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

24 Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть.

25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

26 В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Притч. XIV, 15-26. В сегодняшнем отрывке царь Соломон продолжает перечислять черты мудрого человека. И первая же его фраза обращает на себя внимание: «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим». На первый взгляд это мысль может показаться странной. Ведь доверие людям — вроде бы всегда считалась добродетелью, а не пороком. И напротив, никому не приятны люди, которые, как говорится, себе на уме. Однако Соломон однозначно называет первого глупцом, а второго мудрым человеком. Почему?

Дело в том, что автор книги Притчей мыслит не с точки зрения житейских представлений о норме, а с позиции человека, для которого нормой является вера в Бога. А подлинная вера никогда не соседствует с наивной доверчивостью. Как Священное Писание, так и христианская традиция призывают с осторожностью относиться к окружающим. Ведь чрезмерная открытость может стать источником искушений и соблазна для самого человека, спровоцировать в его жизни тяжелые потрясения, привести к трагедии. Так, обыкновенно самые тяжкие душевные раны нам наносят именно те, кому мы полностью доверились. Не обязательно это делается по злобе или с корыстной целью. Люди причиняют друг другу боль элементарно по своей неосторожности и естественной недальновидности. Не учитывая всех последствий своих слов и поступков. Поэтому и предупреждает один из Псалмов: «всякий человек — ложь». Полностью довериться и открыться мы можем только Богу и Его слову. Ровно, как и полностью излить свою душу также можем только Ему.

Поэтому, и говорит царь Соломон, что мудрый всегда внимателен к путям своим, то есть к тому, что он говорит и делает. И это не означает, что он впал в другую крайность. Превратился в циничного, подозрительного и расчётливого сноба. Он тщательно взвешивает свои мысли, слова и поступки, чтобы в его отношениях с окружающими сохранялся баланс, который и предполагает подлинная вера. Ведь она умеет сочетать в себе простоту ребенка и мудрость опытного, взрослого человека. Именно к этому призывает Спаситель, говоря: «будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби». Только в этом случае наша открытость не станет поводом для того, чтобы окружающие нанесли нам вред, и в свою очередь мы сами не станем причиной страданий для наших ближних.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!