Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 23-28

23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.

24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.

25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.

26 Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.

27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.

28 На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 13, стихи 1-9

01 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

02 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло.

03 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

04 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.

05 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.

06 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

07 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.

08 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит.

09 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В только что прозвучавшем отрывке премудрый Соломон не раз подчеркивает одну черту, которая характерна для мудрого человека. Он умеет хранить молчание. И напротив, безрассудный в любой ситуации стремится высказаться и в результате наносит вред своей душе и душам тех, кто его окружает. С этой истиной вряд ли кто будет спорить. Не случайно говорят: «Молчание — золото», «Кто молчит, тот двоих научит». Но в чем же его ценность? Только в том, что если молчишь, за умного сойдешь? То есть, только ради прагматической выгоды? В христианской традиции ценность молчания совершенно в другом.

Однажды к известному проповеднику митрополиту Антонию (Сурожскому) с вопросом пришла одна почтенная старушка. «Батюшка, большую част своей жизни, я молюсь, однако до сих пор не могу услышать Бога. Почему так?» На это митрополит ответил: «А вы хоть раз за все это время давали Ему вставить слово?» «Нет, — призналась она, — но разве смысл молитвы заключается не в том, чтобы обращаться к Богу словами молитвы?» «Вряд ли, — ответил владыка Антоний, — Попробуйте просто несколько минут в день молча заниматься своим делом, но с той мыслью, что вы находитесь перед лицом Божиим». Через некоторое время женщина вернулась к владыке со словами благодарности: «Удивительное дело, — начала она, — я сделал так как вы мне рекомендовали. Просто тихо сидела и вязала с той мыслью, что нахожусь перед лицом Божиим. И вы знаете, в тот момент я почувствовала себя как бы окутанной Его присутствием».

Замечательная иллюстрация важного духовного закона. Для того, чтобы услышать Бога, не достаточно призывать Его к диалогу при помощи разного рода молитвословий. Необходимо научиться молчать своим умом и своими чувствами. Ведь только в этом случае мы можем расслышать Его ответ. Когда в нашей душе какофония из разного рода мыслей, впечатлений и переживаний, мы не расслышим Его слова, даже если Он будет кричать, а мы будем всеми силами стараться Его услышь. Но все великое начинается с малого. Поэтом и внутреннее молчание, которое жизненно необходимо для полноценного богообщения, начинается с внешнего. Перво-наперво нам необходимо взять под контроль свой язык. С этого и начинается подлинная мудрость. Не потому что человек перестает говорить лишнее. А потому что, по мере того как будут замолкать его уста, будет успокаиваться его ум и его чувства. И в этой сердечной тишине он все громче и громче будет слышать голос Творца.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!