Книга Бытия, Глава 9, стихи 18-29
Книга Бытия, Глава 10, стихи 1
Пожалуй, мы не вполне можем понять, почему книга Бытия делает такой акцент на физической наготе отца, чаще всего в нашей культуре подобное не воспринимается как что-то выходящее из ряда вон. Можно сказать, что это во многом культурологический вопрос. А суть греха Хама находится совершенно в иной плоскости: он увидел, ничего не предпринял, кроме того, что пошел и всем рассказал об увиденном. То состояние, в котором оказался Ной, было следствием греха: он не рассчитал количества выпитого. В какой мере этот грех был сознательным — судить сложно, ведь до этого случая Священное Писание не упоминает вино и ничего не говорит о состоянии опьянения.
Существуют предположения, что Ной был первым из тех, кто начал заниматься виноделием и он еще не знал о свойствах алкоголя. Как бы то ни было, по своей вине или случайно, но он впал в состоянии, в котором человек не должен находиться, в состояние, которое лишает человеческого облика. Грех Хама именно в том, что он видел это и ничем не помог отцу, напротив, он сделал известным состоянии отца. Последующие события показали, что Бог в силах простить Ноя, но то, что сделал Хам простить невозможно.
Отсюда вытекает один простой вывод: любой совершенный грех значительно меньше по своей тяжести и по своим последствиям, чем грех рассказа кому-либо о чужом грехе. Сегодняшний библейский отрывок призван научить нас очень важной вещи: Бог хочет, чтобы мы покрывали грехи своих ближних молчанием, сочувствием и любовью, а не пытались воздействовать на согрешающих путем привлечения общества.
Именно об этом в свое время применительно к нынешнему сюжету и сказал святитель Иоанн Златоуст: «Если, в самом деле, открывший чувственную наготу подверг, себя проклятию и, лишившись одинаковой с братьями части, осужден служить им, хотя не он сам, так все потомки его, то чему подвергнутся те, которые обнаруживают грехи братьев и не только не прикрывают их, но стараются еще сделать более известными, и чрез это размножают грехи?».
Это последнее — не говорить о грехе ближнего — для нас, пожалуй, непонятно в большей степени, чем проблема физической наготы отца. Наша логика здесь несколько иная: мы склонны полагать, что если грех станет известен всем, то через это человек одумается и постарается исправиться. Но надо признать, что святитель Иоанн знал нравственную природу человека лучше нас, а по его мнению тот грех, который стал известен всем, способен лишить человека последнего стыда и через это грех не прекратится, а, напротив, перейдет на новый уровень, станет еще тяжелее. Вот его слова: «Ведь, когда ты обнаружишь грех брата, то не только его сделаешь, может быть, более бесстыдным, и нерасположенным к возвращению на путь добродетели, но и тех, кто будет слушать тебя, более укоренишь в беспечности и расположишь к упорству во зле; мало этого, ты подашь повод и к хуле на Бога».