Книга пророка Исайи, Глава 26, стихи 21
Книга пророка Исайи, Глава 27, стихи 1-9
Открывая Библию на первых страницах, мы встречаем описание сотворения мира. При этом внимательный читатель замечает, что Бог, сотворив землю, обращается к ней с повелением, которое она исполняет. «Да произрастит земля зелень, да произведет душу живую…» На все эти повеления она активно отвечает, проявляя послушание. В отличие от земли, люди ведут себя совершенно иначе, их роль оказывается в большей степени разрушительной.
Сегодняшнее чтение из книги пророка Исаии начинается с образного описания того, что Бог обращается к земле, для того, чтобы навести на ней порядок. Он предстает перед читателями в образе властелина, который карает людей за их беззакония. При этом земля не лицемерит перед Ним, но свидетельствует о преступлениях людей, которые на ней живут. Мир сотворен Богом благим и соответствует правде Божией, на своем языке он вопиет к Богу о той неправде, которая в нем совершается. Земля, которая в Писании называется Божией, буквально изгоняет из себя людей, когда мера их грехов переполнена. Она открывает кровь всех убитых, чтобы преступление было явным.
Но что происходит дальше? В первую очередь Бог карает не людей, но Левиафана, древнего змея, который традиционно воспринимается как образ лукавого, того, кто искусил людей в саду Эдемском. Кто же совершал преступления, о которых говорилось в начале чтения? Разве не люди? Люди, конечно! Но борьба Бога не против людей, а против зла, у которого они оказываются в плену. И это очень глубокая и верная мысль: христианство никогда не борется с человеком и не враждует против него, оно борется со злом, которое в нем находится, борется за него, за Его жизнь без зла и греха.
Бог предстает перед нами хозяином виноградника. Он оберегает его, заботится о нем, но готов сжечь в нем сорняки, которые заполоняют его. Причем, как кажется, если бы это делал человек — он делал бы это со злобой… Но Бог говорит, что в Нем нет гнева. Борьба со злом — это проявление любви в своему творению. Гнев — это человеческая страсть, но Господь существо бесстрастное. Почему же в других случаях Писание говорит нам о Гневе Божием? Потому что оно обращается к нам на человеческом языке. Когда Бог борется со злом, когда Он наводит порядок в винограднике — Его действия решительны и безжалостны ко злу… Но так как зло становится реальной частью нашей жизни, так как оно вплетается в плоть и кровь нашей жизни — его уничтожение отзывается болью в нас … Но эта боль не результат гнева, а результат любви. И вместо того, чтобы восставать против Бога, возмущаться и стенать над своими ранами, надо вместе с Ним обратиться против зла которое в нас есть, чтобы достичь свободы, ради которой мы и были сотворены.