Книга Притчей Соломоновых, Глава 11, стихи 19-31
Книга Притчей Соломоновых, Глава 12, стихи 1-6
Одна из важных тем, к которой премудрый Соломон обращается раз за разом, — тема человеческой мудрости и глупости. Вот и сегодня, мы слышим от него: «Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда». Согласитесь, что эти довольно слова отличаются от наших современных представлений об умном и недалеком человеке.
Зачастую умным для нас является тот, кто умеет оперативно обрабатывать информацию. Соответственно, чем большим количеством знания человек обладает, чем быстрее он анализирует разного рода факты, чем оригинальней он их обобщает и делает выводы, тем он умнее. И, напротив, чем в меньшей степени человек обладает разного рода знаниями и навыками по работе с ними, тем больше у него риск прослыть человеком недалеким.
Совершенно иное представление на этот счет у библейских авторов. Глупый человек — тот, кто отказывается искать источник всякой мудрости, то есть Бога. Не случайно в псалмах Давида мы находим такие слова: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога». Безумие для ветхозаветного поэта — это безбожие. Напротив, умный человек — тот, кто всей своей жизнью ищет Бога. При этом безумец может быть трижды доктором наук, а человек умный не иметь даже диплома о среднем образовании.
Ведь многознание при отсутствии веры как ни старается никогда не сможет увидеть за массой разрозненных фактов этой жизни тех причинно-следственных связей, которые соединили бы их в единую картину. Безбожная жизнь не более чем нагромождение случайностей, хаотичное, броуновское движение. Поэтому даже академик способен на совершенно глупые, абсурдные с точки зрения жизненной правды поступки, в которых в будущем будет горько каяться. Напротив, именно вера помогает увидеть ту цепочку последовательностей, которая возводит любое событие нашей жизни, даже самое незначительное, к Богу. Именно подлинная вера позволяет видеть истинные причины происходящего, а также следствия любого нашего поступка. И в этом смысле она помогает человеку не совершить роковую ошибку, о которой он будет сожалеть всю оставшуюся жизнь.
Это не означает что Соломон призывает нас отказаться от обучения в школе, университете, от повышения квалификации и защиты научных трудов. Это означает лишь то, что воспитание разносторонне развитой личности, по его мнению, должно иметь под собой прочный фундамент — веру в Бога. Лишь в этом случае те специальные знания, которые мы получаем, мы сможем направить на пользу себе самим и окружающим, то есть применить их с подлинной мудростью.