Книга Бытия, Глава 8, стихи 21-22
Книга Бытия, Глава 9, стихи 1-7
Бог нигде не говорил, что земля и жизнь на ней не имеют своего предела. Он не говорил, что человеческая цивилизация никогда не закончится, что жизнь в известной нам форме будет продолжаться бесконечно. Но вместе с этим Он не говорил и о времени прекращения ее существования. Но при этом Бог сказал, что Он не будет больше истреблять человечество. Оснований Ему не верить у нас нет.
Из первой части сегодняшнего библейского отрывка можно сделать два вывода: человечество не будет истреблено, но при этом существование земли, и вообще всего материального, имеет свои границы, которые содержит Бог, и которые недоступны нашему познанию. То есть в какой-то момент истории произойдет то, о чем в Первом послании к Коринфянам написал апостол Павел: «не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор. 15:51).
В практическом смысле библейские слова Бога «не буду больше поражать всего живущего» означают, что до определенного момента можно быть совершенно спокойным: никакие эпидемии и войны не способны нас уничтожить. Кроме того, кончина видимого мира не будет постепенной, об этом мы знаем из Евангелия: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27). Дальнейший текст Евангелия от Матфея предельно ясно говорит о том, что Второе пришествия и будет означать окончание существования привычного нам материального мира. Но для абсолютного большинства людей материальное либо уже закончилось, либо закончится раньше этого времени. Получается, что для нас нет особой разницы, каким образом осуществится переход из одного мира в другой, вряд ли мы окажемся в числе тех, кто не умрет, а, по слову апостола Павла, изменится. Поэтому нас, скорее, должен интересовать другой вопрос: не вопрос времени и метода перехода из времени в вечность, а вопрос готовности к этому переходу. Вот здесь то и начинается самое важное. Мы знаем, что все эти размышления отнюдь не новы. Люди всегда интересовались переходом из временной жизни в ту жизнь, в которой нет ни болезней, ни страданий, ни, как говорят богослужебные тексты, воздыханий. Туда, где всё и во всём Бог. Интересовались этим вопросом и апостолы. Книга Деяний повествует, что они задавали Христу после Его Воскресения вопрос о времени кончины мира и о том, каким образом она будет происходить. На свой вопрос они получили исчерпывающий ответ, который не потерял и не потеряет своей актуальности: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:7–8). Сила Святого Духа дается каждому христианину в таинстве миропомазания, которое непосредственно примыкает к таинству крещения. А значит и каждого христианина Господь наш и Бог призывает быть Его свидетелями, то есть теми, кто своей жизнью свидетельствует об истине Христова Воскресения. Только такая жизнь и такое устремление способны лишить человека страха за свою собственную жизнь и за жизнь своих близких, ведь такая жизнь ни что иное, как проявление совершенной любви ко Христу, которая, как написал апостол и евангелист Иоанн Богослов, «изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение».