Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 14-17. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 14-17

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В параллельных местах Евангелий от Матфея и от Луки стоит другое имя призванного к апостольству мытаря — Матфей. Именно под этим именем мы и знаем бывшего мытаря Левия Алфеева. Он тот, кто написал единственное Евангелие на арамейском языке, правда, оригинал его труда не сохранился и до нас он дошел, как и все другие Евангелия, на греческом языке. Бывший мытарь, если судить по языку и по тексту написанного им Евангелия, видел своей целью просвещение светом Христовой истины своих сограждан — евреев. Тех самых евреев, в глазах которых он сам был когда-то отверженным от приличного общества грешником. Впрочем, отход от сбора налогов и следование за Христом не принесло ему уважения в обществе. Из группы отверженных грешников он переместился в компанию непонятных для общества граждан, которые, кроме всего прочего, не отличались разборчивостью и общались с самыми разными людьми, что ставило апостолов на один с ними уровень.

В современном мире не существует тех границ, которые были в древности. Сегодня для нас прием пищи — это, чаще всего, просто прием пищи. Мы заходим в кафе, в другие места и не заботимся о том, кто сидит рядом с нами. Важно лишь, чтобы эти люди вели себя прилично и нам не мешали. Но кто они, как они живут — нам совершенно неинтересно. Хотя если подойти к вопросу ответственно и прочитать канонические сборники, то выяснится, что далеко не со всеми можно вместе питаться. Сегодня мы не обращаем на эти канонические нормы особого внимания, так как изменилось отношение к процессу приема пищи, этот процесс перестал быть сакральным. Для фарисеев же времен Христа вопрос кто и с кем ест был крайне серьезным вопросом. Логика их была такова: если человек отвержен Богом в силу совершенного греха, недозволительного образа жизни или же не поощряемой религиозным законом трудовой деятельности, то и общение с таким человеком Богом не дозволяется, тем более такое близкое, как совместная трапеза или же пребывание в гостях. Или человек с Богом или с теми, кто вне общения с Ним. Никаких промежуточных вариантов не предусматривалось. Сложно сказать, каким образом фарисеи отвечали на вопрос впадения человека в грех: всегда ли это то, что человек выбирает сам? Или есть исключения? Может, грех — это проявление обычной человеческой слабости? Но исходя из их отношения к тем, кого они называли грешниками, можно сделать вывод, что для фарисеев не существовало никакой вариативности в этом вопросе, а грех человек выбирает сам, и только сам. Никаких других вариантов. Христос же Своим ответом, который уже давно превратился в пословицу, показал, что отношение Самого Бога к греху не такое, как у фарисеев. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные», а это означает, что грешники — это не просто нарушители закона или погибшие существа, это больные и несчастные люди. Их грехи — зачастую не то, что они выбрали сами. В большинстве случаев, это следствие допущенных по слабости ошибок. Но где взять силы, чтобы не допускать эти ошибки? Где взять силы, чтобы исполнять закон и жить нравственной жизнью? Христос отвечает: только Он может дать нам такую силу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!