Книга пророка Исайи, Глава 13, стихи 2-13
02 Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов.
03 Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.
04 Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.
05 Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю.
06 Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.
07 Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло.
08 Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись.
09 Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.
10 Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.
11 Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;
12 сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского.
13 Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его.
В этих главах книги пророка Исайи очень явственно прослеживается тенденция перехода мысли пророка все дальше и дальше по времени. Он начинает свою речь с обличения современных ему израильтян, затем переходит к будущему их притеснителей — к падению Ассирии с ее столицей Вавилоном, затем он говорит о восстановлении Израильского царства, через это его мысль захватывает времена Нового Завета и приведение язычников Богу, а в нынешнем отрывке пророк говорит о том, что будет после Второго пришествия Христова.
Впрочем, есть у этого фрагмента и ближайшее значение: это грозные пророчества о скорой участи Ассирии и Вавилона. Во времена Исайи Вавилон был для Ближнего Востока тем, чем в Средние века стал для Священной империи Рим. В этом смысле Вавилон, как средоточие языческой религии и культуры, становится всеобъемлющей метафорой земного — и, следовательно, порочного и крайне непрочного — царства. Благодаря пророку Исайе Вавилон превратился в негативный образ квинтэссенции человеческого греха, который в свое время будет уничтожен Богом. Этот образ использует апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Откровении, или, Апокалипсисе. В описании его таинственного видения есть такие слова: «на челе ее написано имя: «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:5). Это не единственное место, в котором апостол Иоанн упоминает Вавилон. Каждое из этих упоминаний носит крайне уничижительный характер, всякий раз в ведении апостола Вавилон — это то, что должно быть уничтожено и что будет уничтожено.
Но вовсе необязательно понимать эти слова применительно к одному городу или же применительно к конечному суду Бога над падшим человечеством. Значительно правильнее будет суметь обнаружить Вавилон в самом себе и истребить его раньше, чем это сделает Бог. Такое действие будет, как минимум, менее болезненным. А в том, что Вавилон с его верой в себя самого и самыми разными пороками живет в каждом человеке, сомневаться не приходится.