Книга пророка Исайи, Глава 13, стихи 2-13
В этих главах книги пророка Исайи очень явственно прослеживается тенденция перехода мысли пророка все дальше и дальше по времени. Он начинает свою речь с обличения современных ему израильтян, затем переходит к будущему их притеснителей — к падению Ассирии с ее столицей Вавилоном, затем он говорит о восстановлении Израильского царства, через это его мысль захватывает времена Нового Завета и приведение язычников Богу, а в нынешнем отрывке пророк говорит о том, что будет после Второго пришествия Христова.
Впрочем, есть у этого фрагмента и ближайшее значение: это грозные пророчества о скорой участи Ассирии и Вавилона. Во времена Исайи Вавилон был для Ближнего Востока тем, чем в Средние века стал для Священной империи Рим. В этом смысле Вавилон, как средоточие языческой религии и культуры, становится всеобъемлющей метафорой земного — и, следовательно, порочного и крайне непрочного — царства. Благодаря пророку Исайе Вавилон превратился в негативный образ квинтэссенции человеческого греха, который в свое время будет уничтожен Богом. Этот образ использует апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Откровении, или, Апокалипсисе. В описании его таинственного видения есть такие слова: «на челе ее написано имя: «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:5). Это не единственное место, в котором апостол Иоанн упоминает Вавилон. Каждое из этих упоминаний носит крайне уничижительный характер, всякий раз в ведении апостола Вавилон — это то, что должно быть уничтожено и что будет уничтожено.
Но вовсе необязательно понимать эти слова применительно к одному городу или же применительно к конечному суду Бога над падшим человечеством. Значительно правильнее будет суметь обнаружить Вавилон в самом себе и истребить его раньше, чем это сделает Бог. Такое действие будет, как минимум, менее болезненным. А в том, что Вавилон с его верой в себя самого и самыми разными пороками живет в каждом человеке, сомневаться не приходится.