Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга Бытия, Глава 7, стихи 11-24

11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;

12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

13 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

14 Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,

15 и вошли к Ною в ковчег по паре [мужеского пола и женского] от всякой плоти, в которой есть дух жизни;

16 и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].

17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;

18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;

20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы.

21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;

22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

Книга Бытия, Глава 8, стихи 1-3

01 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

02 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

03 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

О том страшном катаклизме, о котором сегодня рассказывает Священное Писание, существуют предания чуть ли не во всех древнейших мифологиях мира. Начиная от вавилонского эпоса о Гильгамеше, древнегреческого мифа о Девкалионе и древнеиндийского сказания о Ману, заканчивая историями, которые бытуют в мифологических системах малайских, австралийских, американских, африканских и других народов. Несмотря на это, о механизмах этой стихии нам практически ничего не известно. Это не удивительно, ведь древняя литература говорит на совершенно ином языке. Ей не свойственна та историческая реалистичность и документальная подробность, которую мы можем найти в современных произведениях. Мифы, сказания и легенды в первую очередь стремятся указать на суть явления. Им важно показать, что это событие значит в судьбе человека и всего человечества. При этом их совершенно не интересует механика и физика происходящего. Язык науки они заменяют образным, символическим языком.

Если мы взглянем на историю о великом потопе, вспоминая о всех этих особенностях, учитывая некоторую условность повествования, то сразу же отпадет множество вопросов. Чем питалась семья Ноя во время бедствия? Как смог Ной вместить всех животных земли в свой корабль? Был потоп локальный или глобальный? Откуда взялось столько воды, что под ней оказались даже самые высокие горы, то есть Эверест? Что это за странные источники великой бездны и окна небесные, откуда прибывала вода? И т.д. Но что мы увидим вместо этого? С одной стороны, мы увидим безграничную заботу Бога о мире, который в результате человеческой алчности и греховности оказался на грани уничтожения; с другой, мы увидим Его заботу о людях, которых, несмотря на все их беззакония, Он спасает в лице Ноя и его семьи. Иными словами, мы увидим рассказ о действии Божественного Промысла в человеческой истории.

Вероятно, порой и на свою жизнь нам следует глядеть под таким же углом. Ведь очень часто наш подход к ней напоминает сцену из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой, Евгений Базаров, объясняет деревенскому мальчику, зачем он препарирует лягушку: «я лягушку разрежу и посмотрю, что у неё там внутри; а так как мы с тобой такие же лягушки, я буду знать, что и у нас внутри». Также как Базаров мы хотим привести в порядок свою жизнь единственно при помощи своего рассудка. Как говорится, все расставить по своим местам, по полочкам. Однако рассудок — это такой инструмент, который работает исключительно на расчленение. Он видит только частности и работает только с отдельными фактами, которым он дает холодное рассудочное объяснение. В результате цельной картинки своей жизни мы не видим. Отсюда и скепсис, и цинизм, и разочарование, и неверие. Не следует ли поучиться у древних авторов не рассудочному, а целостному восприятию мира. Мы способны окинуть взором хотя бы собственную жизнь во всей ее полноте, от начала до настоящего момента. Возможно, именно это позволит нам увидеть за разрозненными и на первый взгляд совершенно не связанными событиями, действие в своей судьбе Промысла Божия.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!