Книга Бытия, Глава 7, стихи 11-24
Книга Бытия, Глава 8, стихи 1-3
О том страшном катаклизме, о котором сегодня рассказывает Священное Писание, существуют предания чуть ли не во всех древнейших мифологиях мира. Начиная от вавилонского эпоса о Гильгамеше, древнегреческого мифа о Девкалионе и древнеиндийского сказания о Ману, заканчивая историями, которые бытуют в мифологических системах малайских, австралийских, американских, африканских и других народов. Несмотря на это, о механизмах этой стихии нам практически ничего не известно. Это не удивительно, ведь древняя литература говорит на совершенно ином языке. Ей не свойственна та историческая реалистичность и документальная подробность, которую мы можем найти в современных произведениях. Мифы, сказания и легенды в первую очередь стремятся указать на суть явления. Им важно показать, что это событие значит в судьбе человека и всего человечества. При этом их совершенно не интересует механика и физика происходящего. Язык науки они заменяют образным, символическим языком.
Если мы взглянем на историю о великом потопе, вспоминая о всех этих особенностях, учитывая некоторую условность повествования, то сразу же отпадет множество вопросов. Чем питалась семья Ноя во время бедствия? Как смог Ной вместить всех животных земли в свой корабль? Был потоп локальный или глобальный? Откуда взялось столько воды, что под ней оказались даже самые высокие горы, то есть Эверест? Что это за странные источники великой бездны и окна небесные, откуда прибывала вода? И т.д. Но что мы увидим вместо этого? С одной стороны, мы увидим безграничную заботу Бога о мире, который в результате человеческой алчности и греховности оказался на грани уничтожения; с другой, мы увидим Его заботу о людях, которых, несмотря на все их беззакония, Он спасает в лице Ноя и его семьи. Иными словами, мы увидим рассказ о действии Божественного Промысла в человеческой истории.
Вероятно, порой и на свою жизнь нам следует глядеть под таким же углом. Ведь очень часто наш подход к ней напоминает сцену из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой, Евгений Базаров, объясняет деревенскому мальчику, зачем он препарирует лягушку: «я лягушку разрежу и посмотрю, что у неё там внутри; а так как мы с тобой такие же лягушки, я буду знать, что и у нас внутри». Также как Базаров мы хотим привести в порядок свою жизнь единственно при помощи своего рассудка. Как говорится, все расставить по своим местам, по полочкам. Однако рассудок — это такой инструмент, который работает исключительно на расчленение. Он видит только частности и работает только с отдельными фактами, которым он дает холодное рассудочное объяснение. В результате цельной картинки своей жизни мы не видим. Отсюда и скепсис, и цинизм, и разочарование, и неверие. Не следует ли поучиться у древних авторов не рассудочному, а целостному восприятию мира. Мы способны окинуть взором хотя бы собственную жизнь во всей ее полноте, от начала до настоящего момента. Возможно, именно это позволит нам увидеть за разрозненными и на первый взгляд совершенно не связанными событиями, действие в своей судьбе Промысла Божия.