Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 1-22. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 10, стихи 1-22

01 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери.

02 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.

03 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.

04 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.

05 Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный.

06 Благословения - на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.

07 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.

08 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.

09 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.

10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.

11 Уста праведника - источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.

12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга.

14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого - близкая погибель.

15 Имущество богатого - крепкий город его, беда для бедных - скудость их.

16 Труды праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху.

17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение - блуждает.

18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.

19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен.

20 Отборное серебро - язык праведного, сердце же нечестивых - ничтожество.

21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

22 Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед нами — ряд приточных изречений очень разного содержания, своего рода собрание разрозненных афоризмов. Перед нами парами предстают мудрый и глупый, богатый и бедный, прилежный и ленивый, благочестивый и нечестивый, отец и сын, муж и жена, царь и подданный. По своей форме такой способ изложения называется «антитетический параллелизм». Автор словно проводит нас по узкой тропке на краю обрыва, постоянно показывая, где — надёжный, спасительный путь, а где — погибель. Но чем внимательнее вчитываешься в эти афоризмы — тем ощущаешь себя хуже и хуже.

Почему? Причина проста: увы, мы весьма далеки не то что от совершенства — а даже от элементарной человеческой мудрости, которая здесь воспевается. Как не вспомнить из глубины сердца возопившего апостола Павла: бедный, ох и бедный же я человек! Что хочу делать — того не делаю, а что не хочу — именно то и творю… Попробуйте-ка сыграть любое музыкальное произведение на сильно расстроенном пианино — придётся затыкать уши, потому что такую пародию слушать просто невозможно! В этом-то и заключается главная беда всего человечества, что с грехопадением напрочь был утрачен людьми тот самый «духовный слух», только который и позволял не фальшивить — то есть не грешить, не увлекаться соблазнами, не поддаваться искушениям. И если бы не Христос Спаситель — Который Сам и пришёл в этот мир как Абсолютный, кристально чистый тон правды и праведности — мы бы по сей день продолжали отстаивать с пеной у рта каждый своё собственное представление о том, что — правильно, а что — нет.

Хотя… разве не продолжается эта война мнений по сей день? Разве для всех евангельские идеалы стали абсолютным и непререкаемым ориентиром? В чем же тогда причина? Неужели напрасно приходил Христос — если даже Ему, Самому Воплотившемуся Богу, оказалось не под силу изменить тональность всего человечества?

Но — не будем торопиться с такими радикальными утверждениями. Ведь как бы то ни было — мы живём в цивилизации, очень и очень многим обязанной именно христианству. Каким чудом оказалось переквашенным богатейшее языческое наследие культуры, наук, философии — что по сей день не прекращает своего развития и выдаёт на гора удивительные плоды? С чего это вдруг человек стал в центре мироздания — вытеснив собой стихийные силы и грозные духи? Откуда появилось такое дерзновение в отношении природы — не бояться её, а постигать и приручать? Многое, очень много можно было бы ещё сказать о том, какой далеко идущий след в истории человечества оставил Христос — но куда лучше не рассуждать об этом, а самому оказаться в удивительном потоке взаимодействия между Небом и Землёй, между Божественным и тварным — и с детским восторгом радоваться тем возможностям, которые открывает знание Христовой истины!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!