
Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 32-36
32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть".
Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 1-11
01 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
02 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;
03 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
04 "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала:
05 "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;
06 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".
07 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.
08 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
09 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум;
11 потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Чем отличается путь человека светского, секулярного, в пути достижения мудрости — от пути человека церковного? С точки зрения первого мудрость — это результат труда и опыта. Однажды накопленные знания выталкивают носителя их на какой-то принципиально новый уровень осмысления — и вместе с жизненным опытом всё это и превращается в желанную мудрость.
Но сегодня из уст автора Притч мы слышим некий иной алгоритм — который заставляет задуматься. Здесь речь идёт не просто о какой-то житейской мудрости — но о Премудрости — которая цельна, неделима, неразбираема на составные элементы. Она или есть — или, увы, её нет. Вспоминается поговорка: о вкусах не спорят — потому что вкус или есть, или, увы, его нет и спорить тут бесполезно. Премудрость — это тоже своего рода тонкое духовное чутьё, которое позволяет отличать истину от лжи на уровне, лежащем за пределами чистой рациональности. Обладающего такой премудростью можно также назвать «прозревшим» — подобно человеку, у которого «открылись глаза» и теперь он воспринимает реальность качественно иначе.
Примечательно, что эта Премудрость не «зарабатывается» потом и кровью — она есть прежде всего дар, который даётся непропорционально усилиям по её получению. Точнее, есть только одно главное усилие: это искреннее желание обрести премудрость — и следовать за ней. И вот здесь мы подходим к самому главному в сегодняшнем чтении.
Образ Премудрости, которая построила себе дом, заколола жертву, растворила вино и созывает людей придти и насладиться хлебом и вином — чтобы полноценно жить в мудрости — прямо указывает на главное Таинство Христианской Церкви — Божественную Евхаристию, таинство Причащения телу и крови Христовых. Казалось бы — где связь между Евхаристией и Премудростью? Между актуализацией спасительной жертвы Иисуса Христа и тонким духовным зрением? Однако связь здесь — самая прямая. Ведь в причастии мы соединяемся с Самим Божественным Логосом — который один и есть источник Премудрости — которым и был сотворён весь мир видимый и невидимый. Правда, есть одна оговорка, которую нельзя забывать: мы соединяемся с Логосом, если только не относимся к тем самым «кощунникам» и «нечестивым» — или, как красиво выражена эта мысль в Последовании к причащению — если мы не приступаем к Таинству с презрением, надменным чувством собственной самодостаточности.
Да, вот такая у нас, христиан, есть уникальная возможность: благодаря Христу Спасителю через действие церковных таинств становиться причастными не житейской, но Самой Божественной Премудрости!