Книга Бытия, Глава 7, стихи 1-5. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 7, стихи 1-5

01 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;

02 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;

03 также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли,

04 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

05 Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, повествует о приготовлениях Ноя к Великому потопу. Господь дает ему вполне конкретные инструкции, чем именно он должен оснастить корабль. В частности, речь идет о том, что необходимо взять с собой животных и птиц. Причем семь пар чистых птиц и животных и по две пары нечистых. Чистые животные — те, которых можно было употреблять в пищу, а также приносить в жертву Богу. Нечистые напротив, в пищу не употреблялись, в жертву не приносились. О том, каков был принцип распределения всего живого по этим двум группам, ученые спорят до сих пор. Некоторые говорят, что принципа не было никакого. Это просто воля Божия, которую необходимо исполнять и все. По мнению других, нечистые — это животные, которые вредны для человеческого организма, т.к. являются источником разного рода инфекций. Напротив, чистые — те, которые годились для пищи. Но одно из самых вероятных предположений заключается в том, что чистые животные — наиболее выраженные представители своего вида. То есть те, у которых отсутствовали межвидовые признаки. Например, телец, овца, козел, голубь. И наоборот, нечистые — все те, у кого такие признаки есть. Яркий пример — разного рода амфибии. Этот принцип разделения коренился в древнем представлении о святости Божией. Святость Бога — отделенность от всего нечистого. А поскольку Бог и к Израилю обращается со словами: «Будьте святы, потому что я свят», Этот принцип несмешения распространялся на все жизни древних евреев. Недопустимо смешение с языческими религиями, недопустимо смешение с другими нациями, недопустимо смешение с людьми, которые чем-либо осквернили себя, недопустимо смешение даже в пище, в том числе употребление в пищу нечистых, то есть, смешанных видов животных. Упоминание об этом законе перед потопом очень уместно. Потому что сам потом — это акт отделения чистого Ноя с его семьей от нечистого, греховного, скверного мира.

Все меняется в новозаветные времена. Понятие о чистоте и нечистоте сохраняются, но получают дополнительные значения. Христос говорит: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Настоящая нечистота — смешение нашей души с грехом. И напротив, истинная чистота — это не внешняя отделенность от мнимых источников скверны, это отсутствие греховных, скверных помыслов в нашем сердце. Пренебрежение пищей, другими национальностями, разного рода физиологическими процессами перестает играть всякую роль или уходит на второй план. Главный акцент делается на внутреннем. Христос ожидает от нас очищение души и сердца.

Поэтому, если Ной на протяжении 40-дневного периода, когда Господь очищал землю дождем, в первую очередь заботился о чистоте телесной, то мы во время 40-дневного поста, должны в большей степени позаботиться о чистоте сердечной. Лишь в этом случае, подобно праведнику, который был спасен со своей семьей в ковчеге, мы получим пользу для своей души в церковной традиции, которую часто так и называют корабль спасения.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!