Книга пророка Исайи, Глава 9, стихи 9-21
Книга пророка Исайи, Глава 10, стихи 1-4
Без определенной меры упорства невозможно достигнуть поставленных целей. Это аксиома, которую знают даже маленькие дети. Но упорство может перейти границу, оно в какой-то момент может превратиться в что-то близкое к одержимости.
В качестве примера можно привести одного реально существующего человека, который за последние два года умудрился по своей вине попасть в двадцать семь мелких дорожно-транспортных происшествий. Логичным и естественным был бы вывод, что вождение — это не его, не дано ему, но он упорно продолжает ездить за рулем и портить чужое и свое имущество. Но это частный случай, и я искренне надеюсь, что этот человек все же научится безопасно управлять своей машиной.
Пророк Исайя в услышанном нами отрывке своей книги указывает на упорство другого рода — на крайне странное поведение и абсолютную уверенность в своих силах целого народа. Речь идет о Северном царстве — Израиле. Оно образовалось после смерти царя Соломона. Сначала разделение единой страны и единого народа было лишь политическим. Но через какое-то время лидеры Северного царства осознали, что политическая автономия не будет полной без религиозного отделения от Иудеи, от Иерусалимского храма. Был, несмотря на прямой запрет Священного Писания, воздвигнут аналог храма. Со временем нарушение заповеданного Богом порядка привело к нравственной деградации жителей Северного царства. Одна из сторон этой деградации выражалась в крайней недальновидности и удивительной слепоте, помноженной на особого рода гордость. Именно о последнем — о гордости — и говорит Исайя. На фоне экономической нестабильности и угрозы пленения Северное Царство занимается крайне странной вещью: оно строит. Причем не просто строит, а строит очень дорого: «кирпичи пали — построим из тесаного камня; сикоморы вырублены — заменим их кедрами». Иными словами: если нет дешевого материала, то будем строить из дорогого. Конечно, это лишь некая аллегория. У нас нет достаточного количества данных, чтобы с уверенностью сказать о том, было ли такое строительство на самом деле. Важно же то, что за этой аллегорией скрываются иные, более важные процессы: гордые мечты жителей Северного царства относительно восстановления своего политического значения и военного могущества.
Впрочем, ряд древних авторитетных толкователей говорит, что строительство и на самом деле велось, несмотря на очевидные знаки скорого падения царства под натиском неприятелей. А это означает, что в своем упорстве необходимо уметь видеть границу. Но зачастую ее невозможно увидеть самому, следовательно, необходима помощь Бога, необходимо уметь соотносить свои замыслы с волей Бога о нас. Именно к этому — к познанию воли Бога, в первую очередь, о себе самих, мы и должны всеми силами стремиться.