Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 1-21
01 Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
02 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
03 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
04 "к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
05 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.
06 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда;
07 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих;
08 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
09 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
10 Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13 Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
14 У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]
Вслушиваясь в слова книги Притч, невольно появляется смущение: зачем так долго и подробно заниматься апологией вполне очевидных, даже тривиальных вещей — ну кто хотел бы оставаться в дураках, вместо того, чтобы становиться мудрым?
У преподобного Ефрема Сирина есть такое интересное толкование. «Платона товарищи его, ученики Сократа, спросили: „Какое из благ всех превосходнее?“ — Он сказал: „Первое (из них) есть мудрость, потому что все прочее уничтожается и каждой (прочей) противодействует другая вещь: обилию — бедность, любви — смерть, славе — зависть, здоровью — болезнь. Обилие же ума вечно; богатых оно утешает в трудах богатства, бедных облегчает и избавляет от боязни перед бедностью, старцев укрепляет, детей руководит советом и юность укрощает. При стечении же несчастий оно остается как бы кораблем (на море), потому что оно есть сила, превосходящая все“».
Значит, речь идёт не о какой-то житейской мудрости — или, как можно ещё сказать, «ушлости» — а о чём-то более глубоком и жизненно необходимом. Если продолжить мысль преподобного Ефрема, то можно сказать, что Мудрость — как её представляет нам автор Притчей — это нечто, в чём преодолевается двойственность, или полярность, как таковая. В этом смысле Мудрость — противоположна анализу как раз-ложению, рас-членению изучаемого объекта на составные части или элементы. Наше сознание сегодня глубоко запрограмированно рационализацией любых явлений — и нередко можно встретить позицию весьма категоричную: пока я не пойму — я не могу это принять! С точки зрения сегодняшнего чтения — это подход, противоположный мудрости: потому что Мудрость не понимается, не расчленяется аналитически на составные части — а просто принимается как сила, как своего рода очевидность. И когда мы встречаем у святых отцов утверждение о том, что самая главная добродетель — рассудительность, или по-гречески «диакрисис» — речь идёт именно о такой мудрости, которая есть дар Святого Духа — дар отличать подлинное от кажущегося, когда формальных «вводных» крайне недостаточно для любого обоснованного анализа.
Практическое применение сегодняшнего чтения вполне доступно: каждому из нас надо не слишком надеяться на свои интеллектуальные — то есть рассудочные — способности, но прежде всего стремиться к такой сонастроенности нашего духа Христу — Божьей Премудрости и Божьей Силе — при которой мы не на уровне мозгов, а из самой глубины нашего естества будем понимать, где — истина, а где — притаившаяся под обёрткой от истины наглая ложь!