Книга пророка Исайи, Глава 8, стихи 13-22
Книга пророка Исайи, Глава 9, стихи 1-7
Пророк Исайя задается двумя риторическими вопросами: «не должен ли народ обращаться к своему Богу?» и «спрашивают ли мертвых о живых?». Ответы на оба эти вопросы очевидны, вопросы пророку нужны лишь для того, чтобы усилить свою мысль: он пытается отвратить своих современников от тех увлечений, которые стали актуальны вследствие отступления от Бога. Любопытно, что вне зависимости от эпохи существования того или иного общества, вне зависимости от его культурного и цивилизационного развития, вне зависимости от этноса, вообще вне зависимости от чего бы то ни было, последствия отступления от Бога всегда одинаковы. Речь здесь идет не о наказании, а о том, что, отступая от Бога Живого, люди начинаются обращаться к тому, что мертво по определению, к тому, что не имеет и не может иметь в себе жизни. Такая подмена происходит постоянно, но при этом мы упорно топчемся на этих «граблях».
Пророк упоминает «вызывателей умерших», чародеев, шептунов и чревовещателей. Это те виды шарлатанов, которые появляются раньше прочих. Где-то рядом с ними идут различные астрологи и прочие носители «тайного знания» с необычными умениями. Из текста пророка можно сделать вывод, что его современники прибегали к помощи этих людей для того, чтобы узнать какую-то информацию, которая касается их собственной жизни. Опять же, это очень знакомая для нас ситуация, особенно для тех, кто помнит ничем не ограниченный разгул «ясновидящих» 90-х. Интерес к закрытому знанию понятен. Он был, есть и будет всегда. Но проблема в том, что знание, которое Бог по Одному Ему ведомым причинам скрыл от человека, не может стать доступным никакими средствами. Не существует путей получения этого знания. А попытка перейти границу, по мысли святителя Григория Богослова, подобна вкушению плодов от райского древа добра и зла: смысла в этом нет никакого, но есть грех, который самым существенным образом сказывается на том, кто пытается узнать то, что скрыто Богом.
Поэтому пророк и призывает обращаться только лишь к закону и откровению. То есть, к Священному Писанию, ведь именно в нем содержится вся полнота доступного человеку знания о Боге и собственной душе. Зная Писание, можно легко понять каким образом скажется на человеке то или иное его действие, тот или иной его грех или, напротив, его доброе дело.