Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 3-20. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 3-20

03 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

04 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;

05 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

06 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

07 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

08 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]

09 Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:

11 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]

12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,

13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;

14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.

15 Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления.

16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:

17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,

18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,

19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Еще несколько десятилетий назад тема труда была одной из самых важных в контексте государственной идеологии. В фильмах создавались положительные образы людей труда, о крестьянах и рабочих писались книги, из которых всякому было ясно: трудиться — это почетно. Потом наступила другая эпоха и возникло ощущение, что трудятся только те, кто вынужден, потому что не умеет зарабатывать иначе. В какой-то момент взрослые люди увидели, что для значимой части молодежи работать — это быть неудачником.

Основная тема сегодняшнего чтения — воспитание в человеке любви к труду. И, конечно, библейский взгляд на труд принципиально отличатся от сегодняшнего. Читая рассказ о жизни людей в саду эдемском, мы встречаем повеление Божие возделывать и хранить рай. Кроме того, человек был призван трудиться над своей душой, воздерживаясь от плодов с древа познания добра и зла. В результате грехопадения труд стал трудным, но не перестал быть важной необходимостью. Ведь только через труд — внешний и внутренний — человек и становился человеком, только возделывая рай и воспитывая собственную душу он был способен раскрывать в полноте замысел Творца о себе самом.

Если мы обратимся к закону Моисееву, мы увидим огромное число заповедей, которые связаны с трудом, с заслуженным отдыхом и, конечно, с обязательной оплатой труда. Причем оплатой своевременной.

Обращаясь к своему сыну, Соломон опирался на древнюю мощную культуру восприятия работы, как нормы человеческой жизни. Несомненно, в законе упоминаются те, кто не может работать, кто нуждается в помощи и поддержке, но это особенные люди, больные, убогие, немощные. Таким людям по закону оказывали безвозмездную помощь. Если же в помощи нуждался здоровый человек, ему помогали, но он должен был вернуть то, что было дано ему в займы. Именно об этом сказаны слова: «если ты попал в руки ближнего твоего», то есть если ты стал его должником «не давай сна глазам твоим и дремания векам твоим», поучись у муравья и пчелы, посмотри как они работают без всякого принуждения. Конечно, проще доверять людям, которые поддерживают твои слабости, легко, когда идут у тебя на поводу… Только помни, делают они это из личной выгоды и предадут тебя, когда придет время разорения. Соломон подробно описывает поведение грешника, которое ненавистно в очах божиих. Однако на этом чтение не заканчивается, потому что отцу важно не запугать сына, но призвать его к праведному пути. Пути на котором он будет трудиться не только над внешними предметами, но в первую очередь над своей душой.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!