Книга Бытия, Глава 5, стихи 1-24
01 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
02 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
03 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
04 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.
05 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
06 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.
07 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей.
08 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
09 Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.
10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей.
11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
12 Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.
13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей.
14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
15 Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.
16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей.
17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.
22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей.
23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
Перед нами — очень интересный и сложный текст книги Бытия, где повествуется о жизни Адама и его потомков. Первое, что сразу же смущает — это продолжительность жизни. Ближайшие к Адаму люди жили не десятки, а сотни лет — вплотную приближаясь к тысяче! Как это понимать? И здесь есть несколько подходов к истолкованию.
Первое — возможно, мы имеем дело с неизбежной погрешностью переводов различных систем исчисления. Самая древняя известная нам система исчисления — шумерская, была шестидесятиричной, в отличие от нашей, десятиричной. Но ведь и она была не единственной: так, у племен Майа, кавказских и азиатских племен была двадцатиричная, некоторые племена Нигерии и Тибета по сей день используют двенадцатеричнаю систему исчисления и сегодня. Но ведь в книге Бытия речь идёт о куда более ранних временах человеческой истории — и мы даже не догадываемся, какой системой исчислений пользовались Сиф, Каинан, Енос и их дети.
Второй подход — совершенно иной, и он принимает во внимание то, что продолжительный возраст жизни древних людей был обусловлен близостью к райским временам и отсутствием множества поколений, каждое из которых добавляло собственных грехов в историю человечества. Богозданная человеческая природа — хоть и повреждённая грехом — всё же сохраняла в себе несоизмеримо больше первозданных качеств, чем наша, нынешняя — и это давало ей силы жить в разы дольше, чем современным долгожителям — чей возраст едва ли бывает больше 120 лет. С учётом этих факторов самый продолжительный возраст библейского персонажа — Мафусала — 969 лет — уже не представляется чем-то совершенно невероятным.
Но какой бы вариант мы бы ни избрали, суть не меняется: главная причина сокращения жизни — грех, который подтачивает человеческую природу изнутри. Но ведь и мы сами немало участвуем в разрушении собственного организма. И это не только вредные привычки и зависимости от алкоголя, курения, нездоровой пищи. Человек, который носит в своём сердце постоянную злобу, обиду и неблагодарность, ропщет на жизнь и видит кругом сплошную несправедливость и обман — даже при самом здоровом образе жизни долго не проживёт. Потому что он каждый день изнутри сгрызает сам себя своей самостью и гордыней, непрекращающимся противопоставлением себя Богу и жизни. Когда встречаешь таких людей — их становится очень жалко, да только помочь им крайне сложно. Ведь даже сам факт оказания помощи им — оскорбление, свидетельство какой-то их ущербности, неполноценности — что для болезненной гордыни — ещё один источник страданий. Остаётся только одно: отойти в сторону, молиться — ну и при возможности хоть немного начинать издалека отогревать такого оледеневшего человека теплом любви — главное, делать это очень деликатно и ненавязчиво.
Будем же всегда помнить о том, что только Бог властен и продолжить наши дни земной жизни, и сократить их!