Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Книга Притчей Соломоновых, Глава 5, стихи 15-23

15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям;

17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,

19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:

23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 6, стихи 1-3

01 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,-

02 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

03 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В отрывке, который мы услышали сегодня, Соломон говорит о телесной любви супругов и наставляет своего сына быть верным мужем, не увлекаясь чужой женой. Кому-то может показаться, что время поста мало соотносится с темой супружеской любви. И все же, раз это чтение читается в дни поста, читается во всех храмах и для всех, в этом должен быть смысл, значит именно в эти дни, когда мысли обращены от быта к бытию и от собственных ощущений к богомыслию, Церковь хочет обратить на него наше внимание. Она призывает нас задуматься о том, в чем именно ценность супружеской любви.

Что ж, прежде всего стоит помнить, что чтения Великого поста были посвящены совершенно определенной категории людей. И это были не священники и не монахи, это были бывшие язычники, которые намеревались войти в Церковь, и которым надо было сообщить правильное мировоззрение. Именно им рассказывали о том, Кто сотворил небо и землю, о том, что надо быть верным Ему, и о том, что верность Ему выражается в том числе и в верности собственной жене или собственному мужу.

Люди, которые пришли в христианство из мира греховного и развращенного, как называл его апостол Павел, нередко решали, что быть христианином — это проповедовать нечто диаметрально противоположное жизни в мире. Видя в нем развращенность и страстность, измены и многое другое, они решали, что в Церкви все должно быть иначе, а именно: вся сфера пола и супружеских отношений должна быть, как минимум под подозрением, а лучше и вовсе под запретом.

Однако, подлинное предание сохранило совершенно иное отношение к семье и браку. Бог с самого начала сотворил человека как мужчину и женщину, еще в раю Его первой заповедью было повеление: плодиться и размножаться, наполняя землю… Уже в Новом Завете, обличая фарисеев, Христос эту заповедь подтвердил, как изначальное божественное установление. А апостол Павел назвал тех, кто запрещает брак «лицемерами, сожженными в совести своей». Иными словами, христиане с самого начала помнили, что брак задуман Господом, он должен быть почитаем, а супружеское ложе не может считаться чем-то порочным.

Чтобы лучше понять этот вопрос, нужно вспомнить, что человек сотворен двусоставным: духовно-телесным существом. В самой телесной части нет ни малейшей тени скверны, потому что Бог сотворил мир хорошим весьма. Проживая свою жизнь, мы призваны возрастать в познании воли Божией, в стремлении к Нему. Однако призваны делать это не отбрасывая телесность, но обретая ее истинное предназначение, очищая от того, что появилось в ней после грехопадения. А появились в нашей телесности похоть и нечистота, которые выражаются в эгоистическом и потребительском отношении к другому, в том, что мы оказываемся способны расчеловечить того, кто перед нами и воспринять его лишь как объект обладания.

Чем же в таком случае оказывается христианская устремленность к спасению? Она оказывается устремленностью всего, целостного человека к чистоте и единству с Богом, которое в практическом смысле выражается в служении ближним. И если монах устремляется к Богу, посвящая себя многим, то избравший супружество, выбирает лишь одного человека, чтобы служить ему, но служить всем своим существом, служить побеждая собственный эгоизм, собственную обращенность лишь на себя и свои чувства, служить и душою и телом… Служить и в этом обретать служение Богу. В свою очередь это значит, что обращая внимание на слова Соломона, Церковь явно говорит нам, что подлинные христианские отношения в браке должны быть не бесполыми, но безгрешными.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!