Книга Бытия, Глава 4, стихи 16-26. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Книга Бытия, Глава 4, стихи 16-26

Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Бытописатель в нескольких строках разворачивает перед нами картину появления городской цивилизации — которая и возникла именно в потомстве каинитов. Перед нами — первые упоминания Библии о городе, многоженстве, музыкальных инструментах, металлопроизводстве, оружейном деле. Самый сложный для объяснения момент — это так называемая «песнь Ламеха» — по мнению исследователей истории поэзии, это самый древний памятник семитической поэзии. Но о чём же эта песнь? По своей сути — это восторг и бахвальство перед жёнами грозным оружием, которое выковал сын Ламеха — Тувалкаин. Вот она, альтернативная недоступной Божественной силе, дурманящая власть оружия — от ощущения которой заходится теперь сердце Ламеха — и он хвастается перед своими женщинами! Боже мой, сколько прошло тысячелетий — а модели нашего поведения не сильно-то и поменялись!…

Но кроме мальчишечьего бахвальства в словах Ламеха скрыт и куда более страшный смысл: ведь он не просто так вспоминает о словах Бога после убийства Каином своего брата! Ламех ясно даёт понять, что теперь, благодаря оружию, он сам себя вполне может защитить — и даже сильнее, чем это обещал Бог Каину! Этими словами закладывается идея, которая в новейшее время станет господствующей — идея Бога как избыточного, ненужного дополнения, без Которого вполне можно и обойтись.

Бог — как «гипотеза», в которой умный человек не нуждается… И, как это ни прозвучит странно — в самом этом утверждении нет ничего удивительного. Почему? Да потому, что если Бог низводится до «идеи», или «гипотезы» — то в таком случае в принципе без этой «идеи» можно и обойтись. Если, конечно, речь не идёт о той или иной идео-логии — религиозной прежде всего — для которой наличие «идеи Бога» критично. Но Тот Живой Бог, о Котором говорит Писание, о котором свидетельствует жизнь любого верного Ему человека — насколько же Он отличается от какой бы то ни было «идеи» или «концепции» — хоть примитивной, хоть изысканно-философской! Отличается куда больше, чем вкус вина — от затейливых описаний сомелье! Не в подобном ли состоянии глубочайшего восторга перед открывшейся внезапно истиной Блез Паскаль записал загадочные слова: «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова — но не Бог философов и учёных!» И не только написал — но и спрятал их в подкладку своего камзола, как своего рода манифест! Потому что Паскаль долгие десятилетия шёл к тому, чтобы осознать: Тот Самый Бог, Который и есть Творец и Спаситель — совсем не абстрактная философская идея, а совершенная реальность — переживание которой несравнимо ни с какими умозаключениями!

История с Ламехом напоминает нам, насколько надо быть осторожными — чтобы под воздействием морока собственного всемогущества Живой Бог не превратился всего лишь в «идею» Бога!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!