Книга пророка Исайи, Глава 5, стихи 16-25
Отрывок, который мы только что услышали, начинается с упоминается о святости Бога. Что такое Божественная святость со всей определенностью сказать сложно. Мы можем приводить лишь разного рода аналогии. Так, например, для древних евреев и пророка Исаии святость — это отделенность от всего нечистого. Поэтому как в Ветхом Завете, так и в христианских текстах святость Бога часто выражается через образ пламени и света. Если все же попытаться подобрать наиболее точное определение, то можно говорить, что святость — это полнота жизни. Бог свят, потому что Он всегда был, есть и будет. Он источник бытия для всего живого. Всякое Его действие направлено на утверждение и раскрытие жизни. Такие действия пророк Исаия и называет правдой. Поэтому он и говорит сегодня: «Бог Святой явит святость Свою в правде».
Если применить все эти богословские рассуждения к человеку, то получится, что человеческая святость — это не просто добропорядочность и следование нравственным нормам, которые приняты в обществе, это в первую очередь его близость к Богу. Чем интенсивнее общение с Творцом, тем больше в человеке света, тем больше в нем подлинной жизни и, что самое главное, тем больше в нем правды. Другими словами, настоящую правду может совершать и говорить лишь тот, в ком живет Господь.
Очевидно, что людей, которые достигли такого уровня жизни, не так уж и много. Ведь для этого требуется добровольно отказаться от много, что притягивает нас к земле. А это серьезный, целенаправленный труд, который в христианская традиция называет прямо — подвиг. Не всякий к этому готов. Поэтому и правда человеческая зачастую очень далека от подлинной, Божественной. У большинства из нас она своя. Это то, что выгодно и приятно нам, то, что хотим мы. Напротив, неправда — то, чего мы не хотим. В результат часто получается так, что мы называем добром то, что для Бога очевидное зло, и наоборот, злом — то, что для Него и для его святых является добром и благом. Жизнь словно переворачивается с ног на голову. Сегодня пророк Исаия указывает на это состояние как на главную духовную трагедию человека. Ведь тот, кто поменял местами белое и черное, неизбежно удаляется от источника святости, а, следовательно, и от источника бытия.
Цель духовной жизни как раз и заключается в том, чтобы все назвать своим именем. Даже если это неприятно, если доставляет нам внутренний и внешний дискомфорт и побуждает к отказу от того, что нам привычно и доставляет удовольствие. Пусть при этом, возможно, мы и не достигнем того же уровня, что великие христианские святые, важно, что мы хотя бы видим верное направление движения. Только уже за это одно Господь по Своей безграничной милости может коснуться нас Своей святостью и дать, каждому в свою меру, пережить ту полноту жизни, которой обладает.