Книга Бытия, Глава 3, стихи 21-24
Книга Бытия, Глава 4, стихи 1-7
Книга Бытия описывает события, случившиеся с прародителями Адамом и Евой и их потомством очень лаконично. Это не целостная и подробная история, не прямая и длинная линия — а скорее пунктирная, или даже точечная — где пробелы — очень большие. Но тем и ценнее для нас эти оставленные «точки» — значит, в них содержится нечто исключительной важности.
В сегодняшнем чтении таких «точек» много. Это и кожаные ризы, в которые облекает Сам Бог согрешивших прародителей. Это и изгнание из Эдемского сада. Это и рождение первенца Авеля и его брата Каина. Первая жертва — и первая смертельная зависть, поразившая совсем ещё юное человечество. Но мне хотелось бы сфокусироваться на самой сложной для понимания «точке» — кожаных ризах — тем более, что у святых отцов мы встречаем весьма различные толкования.
Возьмем толкование святителя Иоанна Златоуста. Для него облечение Богом прародителей в одежды — это проявление неизреченной благости Божией, Его любви к человеку. С грехопадением всё изменилось — и природа перестала видеть в Адаме своего господина — потому что он отпал от Божественной Славы. Теперь человек и природа — не друзья, а враги, и в этом противостоянии человек — обречён быть побеждённым. Но тут вмешивается Бог — и, по мысли Златоуста, облекает человек в то, что объемлется многозначительным греческим словом «тэхнэ» — произведение несуществующего в природе. Сюда входит не только собственно «техническая» деятельность, но и весь огромный пласт человеческой культуры и цивилизации — только благодаря которому мы и существуем по сей день. Итак, для Златоуста кожаные ризы — это и памятник грехопадения, но и свидетельство заботы Творца о своём произведении.
Эта мысль святителя Иоанна даёт нам очень важный ключ к пониманию современной цивилизации как таковой. Да, если бы не грехопадение — если бы не та стена греха, которая встала между человечеством и Творцом — нам не понадобились бы ни города и металлургия, ни юриспруденция и изящные искусства, ни расщепление ядра атома и вакцины. Но оказавшись в подпорченном грехом мире, мы вынуждены подстраиваться под его условия. Однако во всём этом — не будем забывать! — действует и любовь нашего Небесного Отца — Который внимательно следит, чтобы Его непутёвые дети не оказались в безвыходной критической ситуации — и, однажды вручив кожаные ризы, по сей день продолжает дарить нам многие и другие средства для нашей нормально жизни!
Да, если бы и наши мудрые изобретатели, учёные, ай-ти специалисты научились бы смотреть на произведение своих умов и рук именно под таким углом — как и пишет Златоуст — то, возможно, и последствия их техногенной деятельности были бы куда более бесопасными! Ведь истина — в сочетании смиренного принятия неизбежности прогресса без излишнего восторга (потому что — всё-таки «памятник грехопадения») — и радостного принятия того, что и в наших открытиях и изобретениях просвечивает не знающая никаких границ любовь Божия!