Книга Бытия, Глава 3, стихи 21-24, Глава 4, стихи 1-7. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 3, стихи 21-24

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Книга Бытия, Глава 4, стихи 1-7

01 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

02 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

03 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

04 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

05 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

06 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

07 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Книга Бытия описывает события, случившиеся с прародителями Адамом и Евой и их потомством очень лаконично. Это не целостная и подробная история, не прямая и длинная линия — а скорее пунктирная, или даже точечная — где пробелы — очень большие. Но тем и ценнее для нас эти оставленные «точки» — значит, в них содержится нечто исключительной важности.

В сегодняшнем чтении таких «точек» много. Это и кожаные ризы, в которые облекает Сам Бог согрешивших прародителей. Это и изгнание из Эдемского сада. Это и рождение первенца Авеля и его брата Каина. Первая жертва — и первая смертельная зависть, поразившая совсем ещё юное человечество. Но мне хотелось бы сфокусироваться на самой сложной для понимания «точке» — кожаных ризах — тем более, что у святых отцов мы встречаем весьма различные толкования.

Возьмем толкование святителя Иоанна Златоуста. Для него облечение Богом прародителей в одежды — это проявление неизреченной благости Божией, Его любви к человеку. С грехопадением всё изменилось — и природа перестала видеть в Адаме своего господина — потому что он отпал от Божественной Славы. Теперь человек и природа — не друзья, а враги, и в этом противостоянии человек — обречён быть побеждённым. Но тут вмешивается Бог — и, по мысли Златоуста, облекает человек в то, что объемлется многозначительным греческим словом «тэхнэ» — произведение несуществующего в природе. Сюда входит не только собственно «техническая» деятельность, но и весь огромный пласт человеческой культуры и цивилизации — только благодаря которому мы и существуем по сей день. Итак, для Златоуста кожаные ризы — это и памятник грехопадения, но и свидетельство заботы Творца о своём произведении.

Эта мысль святителя Иоанна даёт нам очень важный ключ к пониманию современной цивилизации как таковой. Да, если бы не грехопадение — если бы не та стена греха, которая встала между человечеством и Творцом — нам не понадобились бы ни города и металлургия, ни юриспруденция и изящные искусства, ни расщепление ядра атома и вакцины. Но оказавшись в подпорченном грехом мире, мы вынуждены подстраиваться под его условия. Однако во всём этом — не будем забывать! — действует и любовь нашего Небесного Отца — Который внимательно следит, чтобы Его непутёвые дети не оказались в безвыходной критической ситуации — и, однажды вручив кожаные ризы, по сей день продолжает дарить нам многие и другие средства для нашей нормально жизни!

Да, если бы и наши мудрые изобретатели, учёные, ай-ти специалисты научились бы смотреть на произведение своих умов и рук именно под таким углом — как и пишет Златоуст — то, возможно, и последствия их техногенной деятельности были бы куда более бесопасными! Ведь истина — в сочетании смиренного принятия неизбежности прогресса без излишнего восторга (потому что — всё-таки «памятник грехопадения») — и радостного принятия того, что и в наших открытиях и изобретениях просвечивает не знающая никаких границ любовь Божия!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!