Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25, Глава 3, стихи 1-20. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 2, стихи 20-25

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Книга Бытия, Глава 3, стихи 1-20

01 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

02 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

03 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

04 И сказал змей жене: нет, не умрете,

05 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

06 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

07 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

08 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

09 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Современные люди нередко полагают, что между священником и психотерапевтом нет особенной разницы. Сходить можно к одному или другому, поболтать по душам, выговориться… Ведь разговор и сам по себе имеет терапевтический эффект. На самом же деле, разница подчас бывает огромной и заключается она, как в природе проблем, которые обсуждаются, так и в путях, которые предлагаются для их решения. Одной из ключевых идей, которые отличают христианский и нехристианский взгляд на человека, является категория греха, той внутренней плененности злом в себе, своим телом и своими эмоциями, которую так или иначе человек в себе ощущает. Причем ни тело, ни эмоции не являются злом сами по себе, проблема именно в том, что мы оказываемся им рабски подчинены. И в таком случае, вопрос лишь один, что мы с этим делаем, признаем это состояние нормой или боремся за собственную свободу.

Человеку было дано все: благоустроенный мир вокруг, прекрасное тело и разум, чтобы управлять миром в соработничестве друг с другом.

Чего же ему недоставало? Ему недоставало навыка владения собой. Именно этому, призывая человека к супружеству, к преображению рая и мира и вокруг, позволяя ему питаться плодами земли, Бог запрещает ему употреблять плоды с древа познания добра и зла. Это древо могло быть любым, и уж точно не было каким-то плохим. Оно было средством воспитания человеческой свободы. Научившись слышать и слушать Бога в этом малом и самом простом поручении, человек должен был научиться слышать Его во всем остальном. Признавая над собой Творца.

Причём вот что интересно, есть заповеди которые относятся к природе человека: он не должен убивать, не должен прелюбодействовать, не должен изменять Богу… но запрет данный в раю имел совершенно другие свойства. Он был временным. Подобные заповеди окружают нас всю нашу жизнь. Есть определенные сроки, которые ограничивают те или иные процессы и явления, в приготовлении пищи, в искусстве, в строительстве… Мы ограничиваем ребёнка или подростка в тех или иных действиях, не потому что ему это принципиально запрещено, а потому что не повзрослев, научившись владеть собой, он оказывается неспособным правильно использовать все возможности которые ему даны. Скажем, право водить машину. Совершенно очевидно, что ребёнок, когда он вырастет, и его руки и ноги окрепнут, сможет получить права и начать водить машину, но до времени ему нельзя этого делать не потому что он плохой или это плохо… Это небезопасно.

Стоя перед древом познания, Ева захотела того, что должно было принадлежать ей по праву. Но не по праву легкой наживы, а по праву творческого и вдумчивого труда. Но она починилась своим желаниям, решила стать самостоятельной тогда, когда ещё не была к этому готова. Хотим мы этого или нет, в нашей жизни красной нитью проходят последствия того подчинения. Чтение, которое мы сегодня услышали, в первую очередь, было обращено к людям, которые так же как и мы, чувствовали на себе всю тяжесть последствий прародительского поступка. Не потому что они были виновны, ведь их тогда ещё и на свете не было, но потому что подчинённость страсти оказалось нормой жизни всякого человека.

Это важно, однако важно и другое. В древности Церковь обращает это чтение к оглашенным, а сегодня к каждому из нас не столько для того, чтобы ещё раз напомнить нам о природе грехам, сколько для того, чтобы сказать, что во Христе мы получаем возможность исцеления.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!