Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 1-18
Еще в книгах Пятикнижия Моисея, в частности, в книгах Левит и Числа, содержалось повеление Бога, касающиеся начатков каждого урожая. В книге Левит это повеление выражено такими словами: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение» (Лев. 23:9–11). Это была заповедь, равная всем прочим. Она была незыблемой. Именно так люди и поступали: часть начатков всех плодов и всякого скота они приносили в жертву Богу. Но, как и любая другая заповедь, эта заповедь со временем стала забываться и потому нуждалась в постоянном повторении. Соломон тоже ее повторяет: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих». Любопытно, что в этом месте славянский текст книги Притчей существенным образом отличается от русского, на церковнославянском призыв Соломона звучит так: «Чти́ Го́спода от пра́ведныхъ твои́хъ трудо́въ и нача́тки дава́й ему́ от твои́хъ плодо́въ пра́вды». Разница в смысле этих двух вариантов одной и той же фразы чрезвычайно велика: русский текст призывает чтить Господа от любого имения и от любых прибытков, славянский текст делает существенное ограничение: почитание Господа возможно только от праведных трудов и только от плодов правды. Никакие другие жертвы Бог не принимает, в них нет никакого смысла. Древние толкователи комментировали тот текст, который лег в основу славянского перевода и потому все они делают акцент на принесении Богу начатков праведных трудов. Один из них написал по этому поводу такие слова: «Однако то, что доставляется от слез других людей, Он (то есть Бог) отвергает и осуждает. Ибо что пользы, если один тебя благодарит, а многие по этой причине злословят тебя? Или что принесет тебе эта милость, которая добыта от чужого имущества?». Очевиден ответ на этот, в общем-то, риторический вопрос: ничего хорошего от этого имущества и от такой милостыни ждать не приходится.