Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 1-18. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 1-18

01 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;

02 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

03 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,

04 и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.

05 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.

06 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

07 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:

08 это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.

09 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,

10 и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.

11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;

12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,-

14 потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота:

15 она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

16 Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;]

17 пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные.

18 Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее,- и блаженны, которые сохраняют ее!

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Еще в книгах Пятикнижия Моисея, в частности, в книгах Левит и Числа, содержалось повеление Бога, касающиеся начатков каждого урожая. В книге Левит это повеление выражено такими словами: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение» (Лев. 23:9–11). Это была заповедь, равная всем прочим. Она была незыблемой. Именно так люди и поступали: часть начатков всех плодов и всякого скота они приносили в жертву Богу. Но, как и любая другая заповедь, эта заповедь со временем стала забываться и потому нуждалась в постоянном повторении. Соломон тоже ее повторяет: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих». Любопытно, что в этом месте славянский текст книги Притчей существенным образом отличается от русского, на церковнославянском призыв Соломона звучит так: «Чти́ Го́спода от пра́ведныхъ твои́хъ трудо́въ и нача́тки дава́й ему́ от твои́хъ плодо́въ пра́вды». Разница в смысле этих двух вариантов одной и той же фразы чрезвычайно велика: русский текст призывает чтить Господа от любого имения и от любых прибытков, славянский текст делает существенное ограничение: почитание Господа возможно только от праведных трудов и только от плодов правды. Никакие другие жертвы Бог не принимает, в них нет никакого смысла. Древние толкователи комментировали тот текст, который лег в основу славянского перевода и потому все они делают акцент на принесении Богу начатков праведных трудов. Один из них написал по этому поводу такие слова: «Однако то, что доставляется от слез других людей, Он (то есть Бог) отвергает и осуждает. Ибо что пользы, если один тебя благодарит, а многие по этой причине злословят тебя? Или что принесет тебе эта милость, которая добыта от чужого имущества?». Очевиден ответ на этот, в общем-то, риторический вопрос: ничего хорошего от этого имущества и от такой милостыни ждать не приходится.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!