Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19
Вторая глава книги Бытия, отрывок из которой мы услышали сегодня, повествует о творении человека несколько иначе, чем первая. Бог берет прах земной, то есть буквально глину и творит из него человека. Однажды, выслушав мамин пересказ этой библейской истории один мальчик взял пластилин и спросил ее: а с какой именно части Бог начал лепить человека, что Он слепил в первую очередь, голову, туловище, ноги, руки? Кому-то это может показаться смешным, но это был хороший и искренний вопрос, показывающий, что если понимать всякое слово Писания буквально, можно представить себе Бога, который лепит Адама из глины, решая с чего начать, с головы или с туловища. Совершенно очевидно, что текст, созданный Моисеем, написан на таком языке, который не предполагает подобных вопросов и уж тем более ответов. Единственное, что из этого текста мы должны понять со всей очевидностью, с точки зрения Библии, человек не возник сам, он сотворен. А раз сотворен, значит именно Бог знает его предназначение и делает все для того, чтобы человек его достиг.
Из прошлых глав мы должны были понять, что текст первых глав книги бытия — не просто учебник или поэма, он не научная статья, но и не плод забавы бездельника. Перед Моисеем, который выводит из Египта народ Божий, стоит важная и вполне практическая цель: привыкшие к рабской жизни и ставшие практически язычниками, евреи должны стать верующими в единого Бога, свободными и ответственными людьми. Отсюда такая сухость в изложении, которая не идет ни в какое сравнение с мифами соседних народов. Бог все это сотворил: солнце, луну, звезды, растения, животных… Все это лишь материя, которую Он создал и оформил в соответствии со Своим замыслом.
Конечно, читая сегодняшнее чтение можно задаваться вопросами о том, где именно был рай, что за реки в действительности его омывали… Но что дадут ответы на эти вопросы? Ясно, что рай, как особенное место на земле, существовал… Это важно. А еще важно, что судя по сегодняшнему чтению, он был совсем не тем местом, которым мы его себе представляем. Ведь если спросить любого человека о том, что такое рай, он скажет, что это место блаженства и беспечной жизни, без болезней и печалей. Но разве таким предстает рай в сегодняшнем чтении? Совсем нет. Он предстает местом, которое человек должен возделывать и хранить, местом творчества и бережного отношения к творению, которое доверено ему.