Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 11-21
«День Господа Саваофа», о котором говорит сегодня пророк Исайа — это особый момент в человеческой истории — как это представляли себе люди в Ветхом Завете. Близкое понятие — это то, что мы называем «момент истины» — момент высшего, непреложного Суда Божия, прямого вхождения Божественной Правды в жизнь. Но для пророка этот «момент истины» — глобальный, всемирный: Бог проявит Себя так, что это ни для кого уже не останется предметом веры или догадок — всё станет предельно ясным и очевидным. Следствием этого станет ниспровержение привычных идолов — золотых и серебряных изваяний — которые были наделены божественными свойствами и в сознании людей воспринимались уже как боги.
Когда мы слышим эти слова, нам может показаться, что мы-то, православные христиане, совершенно свободны от какого бы то ни было идолопоклонства. В этом смысле вторая заповедь — «не сотвори себе кумира» — нами — как мы думаем — исполняется в совершенстве. Однако не будем торопиться.
Я бы призвал поразмыслить вот над чем. Чем Бог отличается от любого идола — древнего ли, или самого что ни есть наисовременнейшего? Тем, что Бог — Он всегда Живой, Он — «здесь и сейчас», Им — мы «живём и существуем», Он — «везде сущий и всё наполняющий», Он — непредсказуем и неуправляем нами. По большому счету, самое главное, что мы знаем о Нём — это то, что Он — «есть», Он — и есть это «бывание», Он и есть «Сый», то есть «Сущий». Насколько микроскопичен человек, со всеми своими ядерными реакторами и космическими кораблями, перед лицом этого Первоисточника всего бытия! И… насколько приятен и комфортен идол: соразмерный человеку, не-живой, понятный, доступный, и, что самое главное — вполне подчинённый человеческому замыслу и управлению. С идолом всегда — комфортно, он — тот самый «другой», об которого так и хочется «облокотиться», чтобы хоть немного разгрузиться. Всё то, за что мы хватаемся в первую очередь, когда нас начинает «штормить» по жизни — с большой долей вероятности, может и оказаться нашим идолом.
Я бы привёл такое сравнение. Почему нередко близкие отношения между людьми разрушаются? Одна из возможных причин — проекция себя самого на другого — и общение не с реальным, живым человеком — а только с тем, что эту «проекцию» способно отражать. То есть человек вроде как разговаривает с тобой — но ты видишь, что это вроде бы диалог — да только с самим собой. Но ведь то же самое может происходить и в религиозной жизни: человеку легче «спроецировать» — даже бессознательно — себя самого в бесконечность — и сам луч этой проекции назвать своим Господом и Богом. А что конкретно будет его отражать — уже значения не имеет.
Давайте-ка повнимательные в эти спасительные дни строгого поста посмотрим внутрь себя — и по слову пророка повыбрасываем наших привычных и любимых идольчиков из тайников нашей души!