Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 20-33. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 20-33

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,

21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:

22 "доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;

25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;

27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,

30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;

31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,

33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла".

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Весь нынешний отрывок из книги Притчей Соломона состоит из прямой речи премудрости, которую автор предваряет некоторыми вводными словами.

Из той речи, которую Соломон влагает в уста премудрости, можно сделать несколько любопытных выводов. Самый важный из них, пожалуй, тот, что премудрость здесь противопоставляется невежеству, буйству и глупости. Но при этом все три перечисленные негативные состояния — не некая неизбежная данность, это то, что люди выбирают сами. Быть мудрым или же быть невеждой, буйным и глупцом — свободный выбор человека. Поэтому и судиться они будут как те, кто сознательно избрал свой путь, а не как тот, у кого не было другого выбора. Суд же будет естественным следствием избранного пути уклонения от премудрости.

Здесь возникает естественный вопрос: что именно нужно делать, чтобы не оказаться невеждой, буйным и глупцом? Соломон от лица премудрости дает ответ: гарантами выступают любовь к знанию, страх Господень и умение принимать обличения.

Очевидно, что под любовью к знанию здесь понимается не любовь к сумме информации как таковой, не хаотичное стремление знать все и обо всем и как можно больше, не идет здесь речь и о знании как глубоком погружении в ту или иную область науки. Об этом свидетельствуют другие переводы книги Притчей, к примеру, славянский текст следует за греческим и в этом месте речь идет не о знании, а о все той же премудрости. Оригинальный еврейский текст использует при этом слово «знание», но знание совершенно особого рода: этим же словом в книге Бытия обозначено древо познания добра и зла, а в книге Исход аналогичное слово используется для описания ведения, полученного от Бога. Это дает возможность сделать вывод, что речь идет не о каком-то простом знании, а о том знании, которое является следствием страха Божия. А страх Божий, в свою очередь, не связан ни с чем, кроме деятельного внимания к словам Священного Писания, кроме любви к Богу и боязни оскорбить Любимого.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!