Книга пророка Исайи, Глава 1, стихи 19-31
Книга пророка Исайи, Глава 2, стихи 1-3
Продолжается чтение 1-й главы книги пророка Исайи. В сегодняшнем отрывке речь идёт не только о вероотступничестве еврейского народа — но и предлагается выход: искреннее, целостное, нелицемерное обращение к Богу.
В чем же заключается главная проблема народа, о которой так красочно говорит пророк? В целом, её можно было бы обозначить как приоритет личной выгоды над служением идеалам — нравственным и духовным. Победа эгоцентризма — как бы мы сегодня сказали — над теоцентризмом или духовностью. Расстояние между нами и этими слова пророка — тысячи лет, однако проблемы — одни и те же. Воровство и обман, своекорыстие и взяточничество, подкупность судей и безразличие к социально незащищённым — всё то же самое. И — та же рука Господня, нависшая над людьми — уже готовая приступить к нещадному процессу очищения, отскабливания, отдирания всего налипшего, наносного, ненастоящего.
Мы часто слышим о грехе как о «промахе» или «преступлении». Но у греха есть ещё одна особенность: повторяемый грех превращается в своего рода «ржавчину», которая медленно, но верно поедает своего носителя. Сначала кажется легкой патиной — даже симпатичной! — потом появляются разводы, затем уже явные ржавые язвы, которые однажды могут превратить некогда крепкий материал в сплошную труху. «Серебро твоё стало изгарью, шлаком» — говорит пророк. Но — в отличие от обычного шлака — «душевный шлак» может быть переплавлен обратно — под сфокусированными лучами Божественного Света, который способен вернуть первозданную красоту материалу.
У ржавчины греха — впрочем, как и у обычной ржавчины — есть одна особенность. Она сразу заметна на чистой, свежей поверхности — но среди других загрязнений легко теряется и пропадает. И вот дальше этот процесс коррозии контролировать крайне сложно: никогда не знаешь, когда наступит тот момент, когда ржавчина станет критичной. Ведь привычка ко греху тем и опасна, что притупляет праведное негодование души на недолжное — и, мало по малу, душевный взгляд притупляется, и не слишком опасная «ржавая сеточка» начинает уверенно разъедать всё вокруг.
Великий Пост дан каждому христианину для того, чтобы провести тщательную ревизию всех наших душевных «патин» и «ржавчин», почистить их трудами подвигов и молитв, омыть едкими слезами покаяния, осознать, насколько глубоко ржа проникла внутрь. И не надо пугаться того, что в ходе этого процесса мы с ужасом увидим, насколько всё плохо, как много гнилого и испорченного: это нормально, более того — это очень хорошо! Почему? Да потому, что это значит, что мы успешно счистили поверхностную грязь, успешно маскировавшую наши главные проблемы!